Международный бизнес и глобальные ценности: риски и возможности на новом этапе развития творческих индустрий
Ключевые выводы
Богатая культура России и ее исторический опыт являются конкурентными преимуществами в развитии конкурентной индустрии
«Понятно, что у термина „креативная индустрия“ есть четко очерченная рамка, есть описание того, что это такое. Но мне кажется, слово „креативное“ настолько широкое, что любая индустрия, которая не креативна, она теряет конкурентоспособность. И тут у людей, которые живут на территории этой страны, мне кажется, огромное конкурентное преимущество. Мы можем, если мы говорим про культурный код, обратиться лет на 200 назад, и, безусловно, Толстого, Чехова, Достоевского любой более–менее культурный человек в мире их знает. Очень показательно, что транснациональная платформа Netflix заказывает у нашего продакшена „Газпром-медиа“ фильм именно „Анна Каренина“, потому что этот образ, эта история любви трагическая известна во всем мире»
гендиректор АО «Газпром-медиа Холдинг» Александр Жаров

Из-за пандемии многие культурные и креативные проект ушли в онлайн и стали более доступными для всех граждан России
«Как мы пережили пандемию? Сначала это был, конечно, шок для всех учреждений культуры. Все-таки это такие классические институции, но мы очень быстро перестроились. Все наши театры, музеи предложили огромное количество самых креативных мероприятий. <...> Мы говорим о библиотеках, которые устраивали различные проекты с писателями, читателями, марафоны. Мы читали сказки детям из дома — это тоже креативная история, к которой мы прибегли. Огромное количество проектов, огромное количество просмотров. Новые системы, новые платформы, например, „Артефакт“, которая объединила 400 различных выставок по всей стране с объектами культурного наследия и дала возможность прикоснуться к этим ценностям, к культурному наследию нашей страны жителям абсолютно каждого, даже отдаленного населенного пункта»
заместитель Министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова

Креативные индустрии оказывают все большее влияние на людей, их капитализация росла опережающими темпами даже во время пандемии
«ООН объявила 2021 год международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Так как мы все-таки находимся на экономическом форуме, скажу несколько статистических цифр. Сектор этот растет очень динамично, прирастает на 15 % в год, и сейчас капитализация креативных индустрий в мире превышает уже $2 трлн. Понятно, что креативные индустрии — это не только привычные всем кино, музыка, театр. Это все цифровые формы. Это дизайн, медиа, реклама, все социальные платформы. Собственно, COVID на самом деле сказался даже вот в части именно цифровых решений даже позитивно. Сектор растет еще большими темпами, но понятно, что пропорционально росту экономических параметров растет и собственно влияние на умы, на сердца и на поведение людей»
первый заместитель генерального директора «Иннопрактики» Наталья Попова
Проблемы
Ценности в ряде случаев могут быть причиной разногласия, а их разный набор — использоваться в качестве самоидентификации
«Сегодня определение и демонстрация ценностей — это способ некой самоидентификации. Народ выставляет на первый план как раз то, в чем он не совпадает. Вот обратите внимание, сегодня есть очень серьезные ментальные разногласия между целыми группами стран. Есть страны, которые ставят во главу угла конформизм и то, что они соглашаются друг с другом. И то, с чем они соглашаются, должно быть обязательным как бы для всех. А есть страны, которые совсем в другую логику идут. Они говорят, что даже если есть там набор ценностей, из которых 80 % — общие, они на первый план выносят вот те 20 %, в которых они отличаются, и выставляют именно их на первый план»
помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко

В общении с молодежью важна искренность, которую невозможно имитировать, обращаясь к традициям и наследии
«Мы все время в прошлое смотрим и там в этом прошлом что-то пытаемся обнаружить и опереться на это прошлое, чтобы уйти в это будущее. Поэтому у нас и, наверное, птица с двумя головами (на гербе Российской Федерации. — Прим. ред.), одна смотрит в прошлое, другая — в будущее; одна — на Запад, другая — на Восток. В общем, вот в этом положении, таком сложном на самом деле, и мы находимся. Все время мы как мантру повторяем о традициях, наследии и так далее. Но молодежь-то, в общем, обмануть-то невозможно — они ребята сообразительные. И они вот ищут сейчас искренности. <...> И всякие костные вещи, и такие заученные слова, и отчеты, и вообще увещевания невозможны. Нужен живой диалог»
ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Семен Михайловский
Решения
Государство поощряет цифровизацию в образовании и воспитании молодежи, не идет по пути запретов
«В прошлом году по инициативе Президента нашей страны были приняты поправки в закон об образовании в части усиления воспитания в школах. Мы как раз говорим о том, что те ценности, которые развивают мир, которые несут добро, которые говорят о том, что нужно уважать старшее поколение, чтить традиции, знать обычаи своей малой родины, большой родины — это то, что сегодня крайне необходимо. В этом отношении мы смотрим учебники, программы, подготовку учителей. Важно, чтобы это было интересно школьникам, поэтому мы привлекаем в том числе те технологии, которые у нас есть и созданы на базе нашего центра „Артек“. Что касается интернета, то здесь интернет может <...> нести как положительные, так и отрицательные моменты. <...> Сегодня создается так называемый „белый интернет“ для школьников, где есть социальные сети, есть мессенджеры, есть все те инструменты, которые сегодня школьники используют, но там проверенное содержание. <...> Мы не идем по пути запрета, мы идем по пути тех цифровых возможностей, которые может дать цифровая образовательная среда»
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org