Цифровизация МСП: цифровое развитие и цифровое неравенство
Ключевые выводы
Малый и средний бизнес готов к цифровизации 
«Короткий ответ – да, [МСП готов к цифровизации]. Мой ответ основан на цифрах, поскольку буквально месяц назад мы сделали пятое исследование о цифровизации МСП, по которому видно, что индекс повысился»
Надия Черкасова, заместитель президента – председателя правления ПАО Банк «ФК Открытие». 

«На мой взгляд, готов или не готов – вопрос бессмысленный. Потому что среда и атмосфера игры вынуждает быть готовым. Если ты не готов, то тебя нет на рынке»
Александр Чернощекин, старший вице-президент, руководитель блока «Средний и малый бизнес» ПAO «Промсвязьбанк».

Необходимы единая цифровая среда и обучение цифровизации, в том числе с помощью государственных программ и привлечения профессиональных объединений 
 «<...> Программа обучения и сопровождения зачастую оперируется некоммерческими организациями. Мне кажется, это может быть в том числе интересной идеей для нашей страны. У нас есть «Опора России», у нас есть иные деловые объединения, которые также могли бы взять на себя эту роль»
Александр Свинин, торговый представитель Российской Федерации в Республике Сингапур.

«Есть разная степень готовности к цифровизации малого и среднего бизнеса, но очевидна необходимость, больше игроки готовы в этом помогать»
Каролина Соколова, генеральный директор Сейлз-хаус ЭВЕРЕСТ. 

Проблемы
Уязвимость цифровых ресурсов и систем 
«Мы выделили пять блоков. Это, безусловно, продвижение и использование интернета как ресурса для продаж. Второй большой блок – информационная безопасность – это, на самом деле, <…> самое уязвимое место. Здесь больше всего есть понимание, что конкретно делать, кроме того, что восстановить антивирус. Третий большой блок – это каналы хранения и передачи информации. Четвертый блок – это использование различных CRM и в принципе аналитики. И последний, пятый блок – это обучение цифровым навыкам»
Надия Черкасова, заместитель президента – председателя правления ПАО Банк «ФК Открытие». 

«Цифровой культуры у нас еще очень мало. Возможно, пройдет еще 5-10 лет, прежде чем до нас наконец это все дойдет»
Алексей Логанцов, генеральный директор ООО «Логасофт».

«Приоритет – заработать деньги, получить новых клиентов, выйти на новые ниши и, безусловно, все идут за этим с закрытыми глазами в Интернет. В огромном количестве они начинают совершать операции, которые могут впоследствии привести к разным ситуациям»
Любовь Пшеничникова, директор по развитию стратегических партнерств Mail.Ru Group.

«Цифровая безопасность и кибербезопасность – это очень важно. Надо каждый день этому внимание уделять»
Алексей Логанцов, генеральный директор ООО «Логасофт».

Отсутствие у малого бизнеса ресурсов и нехватка кадров для развития цифровизации
«Фокус хотелось бы переместить на микробизнес и на самозанятых – это самая незащищенная сегодня сфера предпринимательской деятельности. У них действительно сегодня просто нет денег. Они живут между кассовыми разрывами ежедневно. И выделить даже небольшую сумму для внедрения IT-инструментов для них является критичным»
Александр Свинин, торговый представитель Российской Федерации в Республике Сингапур. 

 «Малые предприниматели конкурируют не столько друг с другом, сколько с крупным бизнесом и с госбизнесом. <…> Готов ли он? Готов, но часто у них нет ресурса и денег, потому что ему надо платить зарплату и аренду, а выделить свободные средства на цифровизацию очень непросто»
Максим Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 

«В любой дискуссии про малый бизнес важно четко понимать портрет того, о ком мы говорим <...> Большинство реально очень-очень маленькие [компании], часто из одного-двух-трех человек, и понимаешь, почему у них нет времени на обучение: они носятся по кругу, как белки в колесе, со своими бытовыми проблемами, с налоговой, арендодателем, не вышедшим на работу кассиром. <...> у них возникает внутренний протест против [цифровизации]»
Роман Чернин, руководитель сервисов для малого бизнеса ООО «Яндекс». 

Зависимость МСП от правил электронных платформ
«Без платформ малый бизнес скоро вообще не сможет продавать, и доступ к платформам сейчас определяют сами платформы. Если ты регистрируешься как самозанятый предприниматель <...> По сути платформы сегодня являются системами, которые определяют право людей на занятие бизнесом <...> Если вас дискредитируют на каком-то марктетплейсе, вам запретят регистрацию, то через какое-то время вы вообще не сможете продавать свои продукты где-то. И это управляется внутренними правилами этого маркетплейса»
Александр Чернощекин, старший вице-президент, руководитель блока «Средний и малый бизнес» ПAO «Промсвязьбанк»

«Нам нужно научиться слушать нужды наших разработчиков и помогать развиваться не только в России, но осваивать и зарубежные рынки <...> Сегодня мы все знаем, что при торгпредствах есть различные атташе, например, атташе по культуре. Но почему нет атташе по цифровизации? То есть человека, который будет отвечать за продвижение наших российских IT-решений на международных рынках. <…> У нас достаточно много конкурентно способных решений»
Елена Волотовская, вице-президент по инвестициям Softline, руководитель Softline Venture Partners
Решения
Необходимо использовать комплексные коробочные решения для цифровизации бизнеса
«Большие компании должны помогать малым, и такие коробочные решения существуют. Они действительно решают наверно самые топ-3 проблемы предпринимателей – это отсутствие квалифицированных кадров и ограниченность бюджета. Наверно, коробочные решения, готовые продукты, которые уже разрабатывают большие компании, бизнес и IT, банки и телекомы уже создали такие продукты для бизнеса»
Каролина Соколова, генеральный директор Сейлз-хаус ЭВЕРЕСТ.

«Касательно последней программы, которую мы осенью запустили, обучили. Мы действительно за одной партой просидели с нашими предпринимателями более трех месяцев. <...> В первую очередь, они нуждаются не столько в знаниях, сколько в готовых инструкциях, инструментах, которые будут эффективны для бизнеса. Наша задача как технологического лидера, конечно, в этом плане помогать. Мы очень много делаем с точки зрения развития этого направления. У нас есть платформа «ВКонтакте» для бизнеса, на базе которой есть готовые пошаговые инструкции»
Любовь Пшеничникова, директор по развитию стратегических партнерств Mail.Ru Group. 

Поддержка государства и помощь крупного бизнеса при внедрении цифровых решений 
«У нас есть программы, которые мы уже запустили или запускаем в Минцифре. Первая – это льготное кредитование, программа идет. <…> У нас огромный запрос от малого бизнеса на льготное кредитование, и мы снизили планку с 20 млн – нижнюю планку кредита – до 5 млн. <…> Помимо того, что мы снизили планку кредита именно для малого бизнеса, мы снизили планку для региональных банков. <…> Льготный кредит от 1 до 5% льготная ставка, мы уже выдали кредитов на 41 млрд, средняя ставка 2,63%/ <…> Второе направление, которое сейчас мы запускаем, – это предоставление облачных сервисов для малого бизнеса по льготной ставке. Государство возьмет на себя 50% стоимости лицензии по наиболее востребованным отечественным решениям. <…> Мы планируем запустить программу уже в июне, по нашим KPI 1 млрд рублей выделен на такую компенсацию 50% - это немало, то есть на этот год мы должны предоставить 63 тыс. лицензий– это вызов для нас»
Максим Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.  

«E – commerce платформы –  это в принципе инструмент для зарождения огромного количества новых бизнесов. То есть сегодня в России очень просто начать торговать, за тебя будут конкурировать платформы, что бы именно на той или иной платформе ты разместил свое предложение», – Роман Чернин, руководитель сервисов для малого бизнеса ООО «Яндекс». 
«Сейчас Минцифры активно участвует и слышит потребности МСП в области цифровизации, создаются различные новые системные меры поддержки. <...> Нам нужна отдельная программа по цифровизации малого и среднего бизнеса»
Елена Волотовская, вице-президент по инвестициям Softline; руководитель Softline Venture Partners. 


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org