Экспорт: куда и как продавать МСП
Ключевые выводы
Пандемия доказала, что российский экспорт может быть высокотехнологичным

«2020 год сделал очень крутую вещь для российской индустрии медицинских технологий – он сделал репутацию. Показатели по экспорту, которые у нас есть, – 30-40% по отдельным позициям. Просто удвоение, утроение. То есть, это востребовано. <…> Нельзя сказать, что фармпром какой-нибудь огромный и много что экспортирует. Это, прежде всего, массовые предприятия, которые готовили к новой возможности. На мой взгляд, это ключевое направление для экспорта»
Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

«Помимо трансфера технологий, было бы замечательно увеличивать инжиниринговый экспорт. У нас есть, что предложить: это и конструкции чистых помещений, в которых производятся вакцины, это технологическое оборудование, вентиляционные установки, и, в первую очередь, компетенции наших проектировщиков, строителей, пусконаладчиков. Совместная работа в этом направлении может дать результат не только в виде  конкретных проектов, но еще и повысить уровень доверия к нашим инжиниринговым компаниям»
Олег Малахов, Член генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Российский бизнес имеет «точку роста» в виде онлайн-экспорта

«Весь мир совершил квантовый скачок в e-commerce. Россия скакнула на 3 года вперед, Америка – почти на два года вперед. Рынок онлайн-экспорта пробил в 2020 году отметку в 1 млрд долларов. То есть, 1 млрд долларов – это объем товаров, которые были проданы через электронные площадки за рубеж. Рост составил 42%. По всем динамикам, которые мы видим, этот рынок вполне может быть из России»
Илья Кретов, генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках

«Мы сейчас фокусируемся на создании новых экспортеров <…> и новых экспортных продуктов. <…> Во-первых, экспортировать должно быть легко, удобно и приятно, а во-вторых, это изменение качества экспорта. <…> Новые игроки, новые вскрытые рынки, новые ниши, новые продукты, научиться быть глобально конкурентноспособным в новых нишах – вот это результат»
Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Проблемы
Рост расходов на логистику и сырье сдерживают развитие МСП в России

«К сожалению, по объективным причинам <…> «Почта России», которая является основным каналом, вынуждена поднимать цены, в среднем на 15% каждый год, это всегда немножко удар для экспортеров. Поэтому мы начали прекрасную работу по субсидированию логистических операций для экспортеров – по почте, возможно, по курьерским службам»
Илья Кретов, генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках.

«Цены на ДСП выросли на 70%, на металл - на 100%. То, что нивелировалось разницей курса рубля и евро, исчезло. Я, когда летел, посмотрел, что средняя цена квадратного метра ДСП в Европе – 3,2 евро, в России этот же завод, что и в Европе, продает за 4,2 евро за квадратный метр»
Виктор Помещиков, соучредитель электронной торговой площадки TOTO-nabytek.

«Рост цен – это, безусловно, отражение очень быстро восстанавливающейся экономики, это в каком-то смысле нормальный рыночный процесс, в котором, безусловно, есть перегибы, то, что премьер-министр назвал словом «жадность». <…> Проблему надо решать, решать в рыночном ключе  с привлечением госрегулирования, но «жестить» не надо, это точно»
Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

МСП в России не хватает капитала для выхода на глобальный рынок

«Малого бизнеса в России мало, он катастрофически недокапитализирован. Нужно зарабатывать прибыль и капитализироваться, капитализироваться и еще раз капитализироваться. Потому что, если сравнить малое предприятие России и Германии, вроде бы, все похоже, но капитал, которым владеет малая российская компания, в разы меньше капитала немецкой компании. Нужно капитализироваться, поэтому зарабатывайте прибыль и инвестируйте ее прежде всего в свои предприятия»
Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

«Мы сравнивали топ-10 продавцов из России и топ-10 продавцов из Китая. Китайцы в среднем продают в 27 раз больше, чем средний российский продавец за счет многих инструментариев, которые они используют: и отправка товаров за рубеж, и потом работа с электронными площадками»
Илья Кретов, генеральный директор eBay.на глобальных развивающихся рынках.
Решения
Обучение предпринимателей и меры поддержки помогут МСП занять выгодные позиции на мировом рынке

«Нужно сформировать не такие академические и практически не применимые курсы, которые просто время отнимают, а нужно сформировать очень четкие программы, которые буквально за ручку проведут готового к такой непростой внешнеэкономической деятельности предпринимателя к тому, чтобы ответить на вопрос: «Как это начать делать?». <…> Проведя аудит того, что существует на рынке, мы увидели, что, действительно, у таких конкретных практически применимых, дающих конверсию именно в экспорт, а не просто в диплом, корочку, программ достаточно мало»
Вероника Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

«Изменили налоговое законодательство для того, чтобы российский розничный экспортер мог применять ставку НДС 0%. Это было опять же все в бумаге, по сути перевели в цифру. «Почта России» сначала интегрировалась с нами, потом интегрировалась с ФНС, ФТС, теперь российский экспортер может подтверждать ставку НДС в 0%. По логистике произошло много прорывов, потому что был логистический кризис. «Почта России» точно так же в очень тесном партнерстве с нами изменила логистические направления и решила локальный кризис»
Илья Кретов, генеральный директор eBay.на глобальных развивающихся рынках. 

«Очень надеюсь, что мы в этом году запустим льготную программу через «Почту России» для экспортеров прежде всего МСП, постановление Правительства мы написали, деньги на это есть, в пилотном режиме в этом году должны запустить. Эта программа должна эффективно дополнить ту работу, которую делает РЭЦ с «Почтой» в части различия цифровых сервисных вещей»
Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

«Мы объявили программу «Открыты на весь мир», инвестировали достаточно большое количество усилий и средств, чтобы предоставить российским МСП возможность быстро выходить на розничный экспорт. В общем-то результаты не заставили себя ждать. Сейчас мы закрыли 2020 год и увидели 41 тыс. аккаунтов, экспортеров, что-то продают через eBay на весь мир, прирост 39% по количеству экспортеров. Когда у нас все страны закрыты, они продают больше, чем в 100 стран мира. У нас топовый экспортер продал в 108 стран, хотя все границы были закрыты»
Илья Кретов, генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках.


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org