Новые смыслы и ценности в образовании

Ключевые выводы
Для наибольшей эффективности образование должно быть персонализированным
«Как на мой взгляд будет выглядеть образование будущего? Здесь, наверное, самое важное одно слово — “персонализация”. <…> Когда у каждого ребенка есть суперпрофессионал-педагог, у него есть эксперт из конкретной области, в которой он работает, в которой он набивал шишки, когда он знает, как передать собственный опыт. Но, к сожалению, это невозможно обеспечить на территории такой большой страны, как Российская Федерация, — мы слишком большие»
Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования», Сбербанк.

«Мы работаем с каждым абсолютно человеком, с каждым талантом, потому что задача… создать условия беспрецедентные для того, чтобы развивалась та мотивация, которая не выгорает. <…> Задача — соединить и мотивировать так, как это комфортно в каждом уровне и возрасте»
Елена Шмелева, руководитель, Фонд «Талант и успех»; член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

«К концу года мы запускаем программы с гибкими образовательными траекториями. Каждый образовательный трек зависит именно от того, что вам интересно, и от того, что вы уже умеете. <…> Важная задача, которую мы ставим перед собой, — сделать так, чтобы каждый слушатель, прошедший программу, был прямо сейчас актуальным и востребованным, это крайне важно»
Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox.

Необходимо выдержать баланс между реализацией потенциала человека и запросом рынка на конкретных специалистов
«Каждый человек должен получать <…> опыт, релевантный требованиям рынка. <…> Если мы говорим про новых лидеров для России, то очень важно, чтобы эти лидеры воспитывались на местах, чтобы лидеры не уезжали из своего региона и развивали свой регион»
Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox.

«Мы сейчас сотрудничаем с Министерством образования и науки Красноярского края, с Сибирским федеральным университетом… также привлекли Московский государственный университет. Мы также создаем свой уникальный корпоративный учебный цех с полигоном практического тренинга. <…> Мы говорим все-таки о подготовке для нашего бизнеса практикоориентированных специалистов, это важно. Мы также готовим команду управленцев…»
Тамара Соловых, заместитель директора — начальник Управления оценки и обучения персонала департамента кадров, ПАО «НК "Роснефть"».
Проблемы
Цифровые технологии могут задавать новый курс образования, но не заменят педагогов и наставников
«Без учителей, без наставников, без тьюторов качественное образование невозможно. В силу этого стопроцентный онлайн не будет работать никогда»
Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования», Сбербанк.

«Сколько бы мы ни делали этой персонализации, как мы круто ее ни делали, все равно все упирается в преподавателей. Если преподаватель в вашей школе “заморачивается”, если ему интересно то, чем он занимается, он это делает с любовью, если он круто рассказывает вам про предмет — вы будете вечером делать домашнее задание, будете читать что-то дополнительно. Если преподаватель не такой — ничего такого не будет»
Георгий Соловьев, генеральный директор, сооснователь Skyeng.
Решения
Онлайн-сервисы могут работать в сочетании с живыми примерами
«Для персонализации есть несколько важных элементов… скоринг студента, слушателя… Мы даем вам более двух тысяч примеров людей, которые прямо сейчас точат свое мастерство на реальных боевых проектах. И дальше вы можете увидеть этого человека, сказать — “Я хочу быть на него похожим”. Это те люди, которые прямо сейчас являются максимальными практиками
Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox.

«Самое главное, чтобы за технологиями стояли данные, которые позволяют улучшать и персонализировать по отношению к каждому ребенку»
Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования», Сбербанк.


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org