Новая элита. Как накопленные знания конвертируются в капитал
Ключевые выводы
Набор актуальных навыков и компетенций постоянно меняется
«Когда говорят про образование, часто имеют в виду какой-то один узкий блок из всего этого набора (универсальные, функциональные и актуальные навыки. — Прим. ред.) <…> Правильный ответ, что все эти навыки <…> универсально важны. <…> По итогам 2020 года новые веяния появились во всех трех измерениях. <…> В универсальных навыках <…> сейчас самый актуальный тренд <…> это управление изменениями. <…> Что касается функциональных навыков <…> каждый день появляются какие-то новые тренды <…> технологии в каждой отдельной индустрии <…>. А самый большой спрос из общеуниверсального — это тематика sustainable development и ESG»
основатель Coursalytics, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Алексей Долинский.

«Мы тоже <…> опрашивали наших корпоративных клиентов <…> на предмет тех скилов, которым они хотели бы обучать своих сотрудников. Выявили примерно тот же набор лидерских компетенций <…> это навыки по управлению изменениями, взаимодействие в кросс-функциональных командах, ну и цифровая грамотность. Я думаю, что здесь добавляют (свой голос. — Прим. ред.) к этому пункту государственные компании, которые все еще во многом переходят на цифру»
директор по внешним и внутренним коммуникациям Московской школы управления СКОЛКОВО Ксения Трифонова.

Чтобы оставаться актуальными на рынке труда, нужно сохранять способность к обучению всю жизнь
«Самый главный навык — уметь учиться. В идеале — любить это делать. <…> Академические, теоретические знания мы <…> все не познаем. И очевидно <…> то, что мы будем выучивать сегодня, может не понадобиться завтра. А вот уметь научиться чему-то, гибкость <…> слышать обратную связь, быть открытым, учитывать альтернативную точку зрения <…> Эта адаптивность — это очень важный элемент сегодня. При этом способность к гибкости, способность к адаптации <…> должна быть сопряжена с внутренним сбалансированным психологическим состоянием. <…> Тогда ты будешь эффективным, продуктивным, здоровым»
генеральный директор IBM в России и СНГ Татьяна Сорокина.

«Самое важное — это учиться и <…> сохранять навыки обучения в течение всей жизни. Это берется из любопытства и любознательности. <…> Благодарность удивительно хорошо помогает нам вернуться <…> в состояние наибольшей продуктивности, когда мы хорошо себя чувствуем и можем <…> много чего произвести, чувствуем <…> энергию, готовы делиться и так далее. <…> Ощущение благодарности — это самый простой способ прийти в это состояние. Когда мы испытываем искреннюю благодарность к себе, к окружающим, рассказываем <…> об этом — это очень сильно нам помогает»
основатель Coursalytics, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Алексей Долинский.

Подходы к традиционному образованию меняются, в том числе под влиянием и с участием бизнеса
«За последние лет 5 качество выпускников, выходящих из университета, оно все-таки стало к нам, к работодателям, значительно ближе. Частично потому, что поменялось поколение преподавателей <…> с другой стороны, потому, что <…> бизнес по-другому работает с системой образования»
заместитель президента-председателя правления банка ВТБ (ПАО) Ольга Дергунова.

«Наша цель — создать для людей возможность осваивать эти мягкие навыки и подготавливать их к будущему, к тем вызовам, которые могут маячить на горизонте. Мы должны понимать, что нынешние рабочие места, возможно, пропадут в будущем, и сами профессии могут измениться. И люди путем развития своих навыков и компетенций станут более гибкими, они будут менее уязвимы перед лицом тех вызовов, которые ждут нас»
генеральный директор Coca-Cola HBC Россия Александар Ружевич.

Бизнес создает образовательные программы, чтобы исправить недостатки традиционного образования
«Необходимо установить связь между теоретическими знаниями, которые молодые люди получают в университетах, с наилучшими практиками, которые применяются в бизнесе. <…> Мы создаем летние стажировки, стажировочные программы, специальные системы наставничества. У нас есть 15 бизнес-модулей, которые направлены на то, чтобы устранить эти лакуны в компетенциях»
генеральный директор Coca-Cola HBC Россия Александар Ружевич.

Традиционное образование для предпринимателя не всегда важно
«Если мы говорим о том, каких знаний и навыков не хватает, все зависит от того, на каком этапе фаундер со своим стартапом пришел к нам. Единороги не рождаются сразу единорогами, они рождаются, скорее, маленькими пони. И на пути от пони до единорога проходят много разных этапов своего развития, и на каждом из этих этапов нужен определенный набор этих знаний, навыков и компетенций»
руководитель акселератора «Сбербанка», управляющий директор SberZ Наталья Магидей.

«Предприниматель <…> приходит со своей прекрасной идеей к своему сокурснику <…> за деньгами. Потому что <…> friends and family, люди, которые дают эти первые инвестиции, — это те люди, которых ты хорошо знаешь»
заместитель президента-председателя правления банка ВТБ (ПАО) Ольга Дергунова.
Проблемы
Студенты не вовлечены в процесс обучения, получают образование «для галочки»  
«У студента, если ты хочешь, чтобы он был качественным продуктом на выходе, у него очень мало времени. Студент должен учиться. И если ты делаешь хорошую сбалансированную учебную программу, ты не хочешь, чтобы студент отвлекался на работу <…> чтобы зарабатывал деньги. <…> Мы не хотим, чтобы он ехал на стажировку просто для того, чтобы галочку получить, что он там был. Мы хотим, чтобы он уехал оттуда, опыленный новым знанием»
заместитель президента-председателя правления банка ВТБ (ПАО) Ольга Дергунова.

Выпускникам вузов не хватает практических знаний
«Сейчас новые поколения очень быстро осваивают знания теоретические. Они приходят в компании, и, конечно, они хотят сделать быстро карьеру. Однако для того чтобы они могли это сделать, необходимо устранить эту лакуну. И в основном эта лакуна концентрируется на мягких скиллах — soft skills. <…> Это те навыки и компетенции, которые они <…> не могут получить в рамках своего университетского образования»
генеральный директор Coca-Cola HBC Россия Александар Ружевич.
Решения
Внедрение новых форм обучения в образовательный процесс для усиления практической составляющей
«Противостояние теоретических знаний и практических не работает <…> необходимо их объединить, создать это звено, которое позволит людям быть готовыми к текущим условиям. И это также позволит удовлетворить их жажду к быстрому карьерному росту»
генеральный директор Coca-Cola HBC Россия Александар Ружевич.

«Мы (бизнес. — Прим. ред.) вынуждены <…> искать новые формы прихода внутрь университетов с тем, чтобы вместе с университетом давать возможность студентам работать, по сути, получать вот эти профессиональные навыки непосредственно в стенах университета. <…> Мы имеем на выходе <…> студента, которого не надо переучивать»
заместитель президента-председателя правления банка ВТБ (ПАО) Ольга Дергунова.

«Конечно, бизнесу хочется получить готового (специалиста. – Прим. ред.). Но для этого надо что-то сделать, и бизнес это понимает. И вот это практическое вовлечение людей, когда <…> плоды их труда — это реальные продукты для бизнеса <…> это совершенно другая мотивация, это совершенно другой уровень осознания той ценности, которую ты принес, степень уверенности в том, что ты можешь делать практические бизнесовые дела. <…> В студенческой среде <…> это очень важный элемент — их состояние в процессе образования»
генеральный директор IBM в России и СНГ Татьяна Сорокина.

«Бизнес и в теорию может делать вклад, и в практические <…> элементы образования. <…> Более традиционный <…> совместный путь, когда мы участвуем в проработке каких-то программ в университетах, выделяем свои ресурсы, которые эти программы полностью или частично читают в этих университетах. <…> Но <…> реалии современной жизни подсказывают еще и несколько другие форматы. <…> Мы <…> делаем это уже многие годы, и <…> не только <…> ради того, чтобы получить себе потом хороших специалистов, но и органичное участие в том, что социально значимо для нашей страны. <…> Крупный бизнес <…> в этом сейчас активно участвует, и это хорошо»
генеральный директор IBM в России и СНГ Татьяна Сорокина.


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org