Налоговая система России: Образ будущего. Отвечая на вызовы
Ключевые выводы
Доверие и технологии играют важную роль в налоговой системе
«Технологии сегодня дают невероятные возможности. Мы все обсуждаем, что такое постиндустриальная экономика. Если посмотреть на место рождения данных, они рождаются из взаимоотношений налогоплательщиков. Мы проанализировали международный опыт, что, когда государство ставит свои интересы впереди, получается тяжелая технология, все сопротивляются. Именно поэтому вся наша деятельность про электронный документооборот — про то, насколько она устроит налогоплательщиков. Потом мы посмотрим, может, нам не нужно запрашивать декларации, если все данные уже грузятся, как для самозанятых»
Даниил Егоров, руководитель, Федеральная налоговая служба

«Очень важно сохранять правила, обещания, которые государство дает налогоплательщикам. Развивать то, что укрепляет доверие. <…> Налог на профессиональный доход вырос из поправок по самозанятым. Тогда мы отнесли к ним нянечек, репетиторов, сказав, что если выйдешь из тени, то можешь в течение трех лет вообще не платить налогов. Тогда 1 200 человек поверили государству, что их не тронут, сегодня поверили уже больше двух млн человек»
Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам

«Налоговая система не должна препятствовать росту компаний. На сегодня мы видим, что в сферах и направлениях, где высока доля затрат на зарплату, этот разрыв ощутим, и это не стимулирует к росту, оставляет компании в раздробленном состоянии… Второй вопрос: вопрос конъюнктурных доходов, как сделать, чтобы они были направлены на инвестиции»
Максим Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации
Проблемы
Несовершенство Налогового кодекса и налоговых инструментов
«Налоговый кодекс не соответствует нынешнему уровню взаимодействия налоговой службы и налогоплательщиков. <…> Налоговый кодекс испорчен тысячами изменений, которые делают его нечитаемым документом. Возникло предложение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. Перейти от подетального регулирования (четкие сроки представления документов и т.д.) к установлению принципов, исходя из того, что главными должны стать разумность и достаточность»
Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам

«Нужно серьезно поработать над действующим налоговым правовым полем, мы готовы к этому, чтобы упростить для налогоплательщиков администрирование, сделать более комфортной для него работу, чтобы работать лучше и платить больше налогов»
Антон Силуанов, Министр финансов Российской Федерации

«Бюджетная ситуация в регионах улучшается, но далека от сбалансированности. <…> Налоговая система должна меняться. <…> Любые изменения должны быть предсказуемы. Не надо пытаться налоговыми инструментами решать все проблемы, которые перед нами стоят»
Максим Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации
Решения
Кастомизация и цифровизация позволят сохранить положительный эффект в налогообложении
«На будущее нам нужны новые механизмы. Не из бюджета давать компенсации на инфраструктуру, а из налогов»
Максим Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации.

«Мы, как иностранный бизнес, в прошлом году видели поддержку. Мы поддерживаем то, что нужно бороться с уклонением от уплаты налогов, нужно, чтобы был достигнут реальный баланс, чтобы интересы “белого” бизнеса были учтены. <…> Нам нужно ответить на вопрос, как поддерживать донастройку налоговой системы, поддерживать процесс “озеленения” экономики, чтобы он был максимально эффективен и менее затратен. <…> Применение цифровых технологий позволяет сохранить то положительное, что было достигнуто, и одновременно бороться с уклонением или злоупотреблениями»
Тадзио Шиллинг, генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ)

«Мы можем работать без четкого описывания каждого действия. <…> Мы сейчас много говорим о том, чтобы государство делало максимум сервисов. Что такое максимум сервисов? Это кастомизация под каждого человека, это очень большая гибкость. Как мы можем законодательным микроменеджментом обеспечить эту гибкость? Есть правоотношения, где мы можем формировать принципы. Если действия госорганов отвечают принципам, то пусть так и работают»
Даниил Егоров, руководитель, Федеральная налоговая служба

«Налоговая служба стала настолько крутая, технологичная, что нас подвигает к тому, чтобы поменять, может, даже весь Налоговый кодекс. Если раньше у нас всю налоговую отчетность делал налогоплательщик, ФНС проверяла, то сейчас все оборачивается наоборот — налоговая заполняет все данные для уплаты налога, представляет эти расчеты, а налогоплательщик проверяет. Это переворот сознания. Мы работаем на результат, когда не нужно будет никаких санкций применять, дополнительный комфорт налогоплательщикам. Вопрос доверия решается»
Антон Силуанов, Министр финансов Российской Федерации


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org