Туризм и индустрия гостеприимства: новый инвестиционные и технологические возможности для отрасли
Ключевые выводы
«У нас есть сейчас впервые в отрасли появляется именно система инструментов, не один, не два, а несколько блоков взаимосвязанных мер господдержки, которые нам, я уверена, позволят поправить ошибки, выстроить отрасль и сделать так, чтобы туризм стал такой важной несырьевой отраслью экономики, которая генерит огромные социальные экономические эффекты для нашей страны и напрямую влияет на качество жизни наших граждан»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

«Сейчас решена проблема транспортной доступности. Теперь нужно очень много поработать над продуктом, над тем, чтобы его технологично собирать, продавать на платформах в два клика, понятным образом коммуницировать с клиентом, позиционировать его (продукт. — Прим. ред.) и научить местный бизнес работать по стандарту»
генеральный директор TUI Россия Тарас Демура

«Главное в обеспечении туризма — это люди. Нам необходимо опережающими темпами готовить людей, готовить по профессиям, связанным с индустрией гостеприимства, на базе Дальнего Востока, сетевых программ. Мы эту работу сейчас активно разворачиваем, потому что без этого планы, конечно, останутся только на бумаге»
губернатор Камчатского края Владимир Солодов

«Развитие туризма невозможно только силами федеральной поддержки или федерального центра, или только силами региональной власти, или местной власти, или только усилиями бизнеса. Это в любом случае консолидация усилий»
главa Республики Бурятия Алексей Цыденов
Проблемы
Туристическая отрасль генерирует чистый убыток для страны
«В текущий момент туризм генерирует чистый убыток для страны в размере примерно 20 % от внешнеторгового сальдо. Это огромные деньги. Чистый минус для экономики каждый год без мультипликаторов — это десятки миллиардов долларов. Каждый миллиард долларов, согласно подсчетам экономистов, это порядка 100 тысяч рабочих мест»
инвестиционный директор по гостиничному бизнесу АО «Промышленно-финансовая группа «Сафмар» Татьяна Веллер

Гостиничный бизнес не генерирует доходов в бюджет
«У нас с вами огромное количество номеров гостиничных в стране. Больше миллиона номеров. Проблема заключается в том, что это больше, чем в Турции, почти столько же, сколько и в Китае. Но это все мини-отели, 65 % номерного фонда. Даже это микро-отели, потому что большая часть из них — это меньше 19 номеров. Как вы считаете, насколько возможно на этой базе создать какой-то конкурентный продукт? 75 % гостиниц на упрощенке, потому что они маленькие. Они не генерируют доходов в бюджет. Остальные 25 % по большей части — это санатории, которые тоже не генерируют доходов в бюджет»
инвестиционный директор по гостиничному бизнесу АО «Промышленно-финансовая группа «Сафмар» Татьяна Веллер

Нежелание инвесторов вкладывать средства, в том числе из-за сезонности
«Любому разумному инвестору очень сложно найти причину инвестировать в инфраструктуру туристическую, в физическую в России, если его прибыльность стремится к нулю, а о сроках окупаемости даже и говорить сложно. На сегодня, по данным того же Росстата, за девятнадцатый год операционная прибыльность отеля (составила. — Прим. ред.) меньше 3 %. Это вообще как-бы смешно, как мы с вами понимаем. В мире много примеров, где туристические центры предлагают инвесторам рентабельность капитала 20 % и выше»
инвестиционный директор по гостиничному бизнесу АО «Промышленно-финансовая группа «Сафмар» Татьяна Веллер

«Все наши усилия и инструменты нацпроекта будут сфокусированы на то, чтобы у нас инфраструктура работала круглогодично. Мы будем стремиться к круглогодичности для того, чтобы победить сезонность и связанные с этой сезонностью низкие доходы инвесторов, что в свою очередь напрямую влияет на качество сервиса, уровень оплаты труда и престиж работы в туристической индустрии. <...> Инвесторы гораздо охотнее идут строить отели в деловых центрах, где все-таки есть ярко выраженная сезонность»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

Дефицит качественных отелей
«Мы видим огромный дефицит качественных современных отелей, за исключением, наверное, Сочи. У нас практически весь Краснодарский край испытывает острый дефицит в таких отелях. И весь Крымский полуостров, где очень критически мало отелей с высоким уровнем качества сервиса, который сегодня хотят наши туристы получить. И, конечно, такие уже пользующиеся популярностью направления, как Алтай, Байкал, Русский север, Карелия — там не выстраивается адекватного соотношения цены и качества именно потому, что не хватает качественных современных отелей»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

«Во многих местах (на Дальнем Востоке и в Арктике. — Прим. ред.) еще сохраняется принцип „отдых отдыхающих — проблема самих отдыхающих“. <...> Соотношение качество и цена, они для жителя Москвы, достаточно искушенного путешественника, довольно дикие»
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

Разный уровень клиентского сервиса в регионах
«Есть проблема, которую нам нужно решать. Это в первую очередь <...> сам продукт, его упаковка на местах. <...> Мы столкнулись с тем, что <...> на месте работают несколько компаний, у которых очень разное представление о сервисе, о том, как должны экскурсии проводиться. Одни и те же экскурсии одна компания проводит час, другая — пять часов, рассказывают разное. Разный уровень транспорта»
генеральный директор TUI Россия Тарас Демура

Устаревшая законодательная база
«Сегодня законодательная база по туризму очень стара. Сегодня туризм работает по законопроекту 1996 года. Мы понимаем, что сегодня мы находимся в другом измерении, в другом времени, и поэтому необходима именно законодательная база для работы всей туристической отрасли»
председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин

Неготовность туристической отрасли к работе в обычных ТОРах
«Сегодня территории опережающего развития, которые работают в стране, настроены на промышленный кластер. И мы уже смотрели законодательство именно с этой стороны, в эти ТОРы всунуть туризм очень сложно. Практически невозможно»
председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин

Отсутствие возможностей заработка на туризме для фермеров
«Сегодня фермерам вообще достаточно тяжело. Если мы посмотрим на европейскую экономику — фермеры за границей порядка 30 % средств получают именно с туризма. Наши сегодня фермеры этой возможности не имеют, потому что как только они начинают осуществлять туристическую деятельность, сразу приходят проверяющие органы, и на этом все заканчивается»
председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин

Высокая нагрузка на регионы при невысокой выгоде от туризма
«Если мы занимаемся природными территориями, то мы видим, какая роль ложится на муниципалитеты и какая колоссальная нагрузка. И они ничего за это практически не получают. <...> Мы видим вместе сотни, тысячи и миллионы людей, которые приезжают на горнолыжные курорты, могут сломать ноги — это очень большая нагрузка. <...> Это очень много людей, очень много мусора, разного рода нагрузки и практически никаких налогов и никакой incentive (мотивации. — Прим. ред.) для муниципалитета этим заниматься»
председатель совета директоров ООО «Азимут Хотелс Компани» Александр Клячин
Решения
Создание концепции развития страны и мастер-планирования качественной территории
«Первый инструмент в нацпроекте, который мы закладываем, — это создание концепции развития страны и мастер-планирования качественной территории, кластеров и тех курортов, которые мы будем создавать. У нас также задача сделать мастер-план туристический всей страны, который мы в такой предварительной версии должны будем завершить к концу этого года. Это будет концептуальный документ, в котором будут взаимоувязаны все ключевые точки развития туризма»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

Льготное кредитование инвесторов
«Второй инструмент — льготное кредитование инвесторов на строительство новых современных гостиничных объектов. Это мера поддержки, которую мы запустим уже в этом году. <...> Мы за счет процентной ставки хотели бы поддержать именно природные и курортные территории»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

Поддержка малого и среднего бизнеса
«За счет грантовой поддержки мы бы хотели поддерживать небольшие проекты, которые играют огромное значение для миллионов путешествующих людей. <...> Дальше за счет грантов мы готовы будем поддерживать развитие модульных отелей — кемпинги, автокемпинги, глэмпинги, различные смотровые площадки, санитарные зоны на протяжении маршрутов»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

Борьба с сезонностью
«Туристический кешбэк в этом году работает еще в таком несколько антикризисном режиме. Со следующего года он тоже станет более фокусным, сконцентрированным, точечным и работающим именно на поддержку низкого сезона. Помимо важной социальной миссии, у туристического кешбэка есть очень важная экономическая задача — расширять крылья сезона»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

«С точки зрения сезона ключевая задача, пока мы не расширим сезон с 2–3 месяцев, которые сейчас, до как минимум 10 месяцев, мы ничего не сделаем»
губернатор Камчатского края Владимир Солодов

Создание комфортной социальной среды за счет туристической инфраструктуры
«Туристическая инфраструктура является основой для создания комфортной социальной среды на территориях и в городах, комфортной жизни для местных жителей. Тут все: и транспорт, и энергетика, экология, медицина, безопасность, приведение в порядок внешнего вида исторических центров, торговля и, конечно же, огромное количество рабочих мест»
руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова

Удвоение номерного фонда на Дальнем Востоке
«Нам реально нужно удвоить номерной фонд. Сегодня где-то 2 тысячи гостиниц находится на территории Дальнего Востока. <...> Из них всего 10 % хоть какой-то звездой обладают, среднее количество номеров — 25 номеров на здание. То есть, это очень маленькие объекты. <...> Нужно строить новые, более большие и качественные (объекты. — Прим. ред.). Мы этим занимаемся»
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

Повышение транспортной доступности
«За последний год была решена основная проблема, которая сдерживала развитие турпотока — это транспортная доступность. Мы все с вами знаем, что перелеты, особенно дальние — на Байкал, на Дальний Восток — стоили достаточно дорого, сравнимо с ценами перелетов в Атлантику, Бразилию и так далее. Сейчас благодаря программе субсидирования чартеров мы можем вполовину снизить стоимость билета. Это особенно важно в тех регионах, где частота регулярных рейсов не такая высокая»
генеральный директор TUI Россия Тарас Демура

Унификация туристического сервиса в регионах
«Мы сейчас видим основной своей задачей создание так называемых „эсэлэев“ — Service Level Agreements — для принимающих компаний, унификации их работы. И наша задача — научить местные принимающие компании работать в консорциуме. Потому что, когда прилетает чартер, 350 кресел, необходимы единые стандарты автобусов, экскурсий, клиентского опыта. И ни одна компания маленькая, принимающая в регионе, это не потянет. Поэтому мы хотим консолидировать усилия местного бизнеса, стандартизировать их и давать клиенту единый по качеству клиентский опыт»
генеральный директор TUI Россия Тарас Демура

Создание туристических ТОРов
«Лучше сегодня прийти к новым законам, новому федеральному законодательству именно о территориях опережающего развития туристических. Вот это даст как раз возможность и бизнесу, и правительству вкладывать деньги и в короткие сроки строить те агрокластеры и все, что необходимо для туризма»
председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин

Создание закона о сельском туризме
«У нас сегодня уже в первом чтении законопроект прошел, я думаю, что мы в эту сессию его примем. Это сельский туризм. <...> Законопроект о сельском туризме эти барьеры снимает, он дает возможность использовать фермерские хозяйства как гостиницы, не имея той базы, которая необходима для, скажем, гостиниц городского типа. Это полностью упрощает и дает возможность как раз сельскому туризму развиваться»
председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин

Заполучить туристов помогут цифровые продукты
«95 % туристов совершают свой путь на диджитал-платформах. И без диджитал-пути вы, даже с хорошим продуктом, его не заполучите. <...> Как только пандемия отступит и границы будут открыты для иностранного туриста, нам нужно иметь очень хорошее конкурентное предложение и продукты. А именно сейчас внутренний турист поможет этот продукт создать»
директор по стратегическим партнерствам Google Россия Ольга Суслова


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org