Бизнес после COVID-19: цифровые формы жизни
Ключевые выводы
Онлайн останется в жизни, даже если это не будет обязательной мерой
«Привычки, которые появились во время изоляции, онлайна, остались и закрепились»
Генеральный директор Avito Владимир Правдивый

«В любом случае после этого опыта локдауна мы вряд ли вернемся только в офлайн, и какая-то гибридная модель будет иметь право на существование»
Управляющий директор Google Россия Юлия Соловьева

Работа в онлайне требует других правил поведения
«Сам формат дистанционных встреч, совещаний, взаимодействия, с одной стороны, кратно экономит время, с другой стороны, мы на себе почувствовали морально-этические деловые каноны. Они совершенно отсутствовали на тот момент. Как я говорю, один в кадре, семеро за кадром, возможность аудиозаписи, видеозаписи <...> С точки зрения конфиденциальности и вообще преждевременности выхода <...> некоторых вещей это имело огромное значение. Отсутствие каких-то правил во взаимодействии <...> приходилось вырабатывать даже внутри своего профессионального сообщества, действительно, буквально на ходу» Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Татьяна Илюшникова

«Привычки, которые появились во время изоляции, онлайна, остались и закрепились.»
Генеральный директор Avito
Проблемы
Недостаточные навыки работы с цифрой
«Где есть разрыв, так это в наличии необходимых цифровых навыков и в том, что до сих пор наши и бизнесы, и пользователи не обладают достаточными знаниями и компетенциями, чтобы плавно навигировать в этом новом мире»
Управляющий директор Google Россия Юлия Соловьева

Равноценное сосуществование онлайн и офлайн пространств
«Офисное пространство тоже должно быть гибридным, то есть главная задумка не только в том, что пространства должны формироваться под команды и быть гибкими <...> но еще и быть такими, чтобы одинаково комфортно чувствовали себя участники онлайн и офлайн в единых мероприятиях, чтобы сделать бесшовным этот контакт»
Заместитель генерального директора, директор по цифровой трансформации АО «ОХК «УРАЛХИМ» Савва Шипов.

Трудность работы между теми, кто в офисе и кто на удаленке
«Самая большая проблема, которую я вижу, это выгорание людей, потому что работа с теми людьми, которые удалены, кто не бывает постоянно в офисе, она требует совершенно другого подхода. <...> Люди выгорают, и мы видим, что очень часто они уходят из компании на отдых, не переходя куда-то из-за лучших условий, а именно на отдых»
Генеральный директор «МойОфис» Дмитрий Комиссаров.

«Самая большая проблема, которую я вижу, это выгорание людей, потому что работа с теми людьми, которые удалены, кто не бывает постоянно в офисе, она требует совершенно другого подхода»
Генеральный директор «МойОфис»
Решения
Просвещение в области цифровизации
«Мы, например, для себя видим, в частности, например, как выход, помощь в поднятии экономики — это прежде всего концентрация на цифровых знаниях»
Управляющий директор Google Россия Юлия Соловьева.

Вырабатывание гибкости компаний для лучшей адаптации к изменяющимся условиям
«Если говорить о бизнесе, чему, например, пандемия научила? Во-первых, мы должны все понимать, что поведение клиента меняется, у клиента сформировались за этот год совершенно другие паттерны поведения, и те компании, которые хотят сохранить конкурентоспособность, просто обязаны пересмотреть свои стратегии с учетом этих изменений»
Заместитель генерального директора, директор по цифровой трансформации АО «ОХК «УРАЛХИМ» Савва Шипов.

«Реагировать на перемены можно только тогда, когда у тебя есть делегирование полномочий, достаточно плоская и иерархическая структура в компании, когда у тебя коллектив людей, например, отвечающий за продукт, может сам быстро принимать решения в зависимости от меняющихся предпочтений клиентов. <...> Надо пересматривать культуру и организационные процессы внутри компании»
Заместитель генерального директора, директор по цифровой трансформации АО «ОХК «УРАЛХИМ» Савва Шипов


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org