Борьба за цифровой суверенитет.
Как сохранить единое информационное пространство?
Ключевые выводы
Частные корпорации в интернете изменили взаимоотношения между государствами

«Наши ресурсы регулярно подвергаются цензуре и дискриминации со стороны зарубежных IT-гигантов. <…> RuTube, который является аналогом YouTube, позволил бы нам справляться без “их” помощи и без “их” вмешательства в нашу жизнь. <…> Не защищать свой цифровой суверенитет — это все равно что не защищать свои границы»
Маргарита Симоньян, главный редактор, Медиагруппа «Россия сегодня», Международное информационное агентство Sputnik.

«Наши платформы действительно должны стать альтернативой их платформам. Нужно сделать их модными и удобными. <…> Все иностранные платформы должны будут иметь юридические представительства, а не маркетинговые, как есть сейчас. <…> Закон об ответных мерах на цензурирование российских информационных ресурсов должен быть одинаковым для всех, я появление этого закона приветствую»
Александр Жаров, генеральный директор, АО «Газпром-медиа Холдинг».

«Существует две концепции. <…> Первая — свобода распространения информации в мире, мы сейчас говорим о глобальных сетях… это свободное распространение информации и недопустимость препятствования для его осуществления. Эта концепция уже реализуется в целом ряде международных документов. <…> Есть вторая концепция — защита национального медиапространства. Это внутреннее национальное законодательство той или иной страны, которое либо регулирует, либо защищает, либо лоббирует все, что связано с медиасферой. Противоречат ли они друг другу? Надо смотреть в каждом конкретном случае, но самое главное — это то, что эти две концепции имеют государственное измерение, акторами являются государства. Государство внутри себя выстраивает защитный механизм… но вместе с тем оно взаимодействует с другими странами при выработке неких общих шагов. Так было до недавнего времени, но появился новый игрок. Это частные компании. Раньше речь шла только о телерадиокорпорациях, издательских домах, они имели национальное измерение. Если ты передаешь сигнал на территории других государств, он все равно упирался в необходимость взаимодействия с государственными измерениями. <…> А теперь есть частные корпорации, которые работают в сфере интернета, в интернете они продвигают все виды медиапродукта от видеоконтента, телевизионного контента, печатного контента, мультиконтента. Но самое главное — они имеют 100% охвата. Мы приходим к новой реальности, когда не они приходят к государству или государственным объединениям, чтобы понять, что они нарушают, а все происходит в точности наоборот»
Мария Захарова, директор департамента информации и печати, Министерство иностранных дел Российской Федерации.
«Наши платформы действительно должны стать альтернативой их платформам. Нужно сделать их модными и удобными»
Генеральный директор, АО «Газпром-медиа Холдинг»
Проблемы
Недостаточное развитие в российских digital media

«Наша потрясающая страна, которая создала вакцину, и не одну, а уже четыре, первыми в мире, и много чего создала и продолжает создавать, совершенно упустила свое развитие в мире digital media… более того, мы деградировали в этом смысле»
Маргарита Симоньян, главный редактор, Медиагруппа «Россия сегодня», Международное информационное агентство Sputnik.

«Давление зарубежных IT-корпораций на игроков российского рынка — это проблема, которая становится более серьезной, более актуальной, такие компании, как Facebook, YouTube и другие, все больше и больше усилий уделяют и модерации, и блокировке контента, который касается специфически ряда российских СМИ. Это приобретает уже характер цензуры»
Дэниел Хокинс, журналист, телеведущий, телеканал RT.

«Соцсети выведены из-под действия законодательства, как наднационального, так и внутринационального. Нет никаких регулирующих положений, которые предписывали бы то, как им выстраивать внутреннюю стратегию, международную стратегию и так далее. Это ручное управление»
Мария Захарова, директор департамента информации и печати, Министерство иностранных дел Российской Федерации.
«Соцсети выведены из-под действия законодательства, как наднационального, так и внутринационального»
Директор департамента информации и печати, Министерство иностранных дел Российской Федерации
Решения
Необходимо создавать собственные соцсети и преференции

«”Кнут” должен быть для “тех” платформ и “пряник” — для наших платформ и для наших пользователей. Соответственно, здесь можно рассмотреть огромное количество вариантов. К примеру, преференции. Может быть, стоит не обкладывать налогом тех пользователей, которые будут размещать свой контент и вести свои страницы на наших платформах достаточно долгий промежуток времени. И наоборот, если мы говорим про “кнут” для их платформ. <…> Нужно увеличить штрафы. Кроме того, очень хорошо себя показала история с замедлением трафика»
Александр Жаров, генеральный директор, АО «Газпром-медиа Холдинг».

«Принимаются законы, люди начали говорить совсем другие вещи, стали выписываться крупные штрафы, стал замедляться трафик. Это не решит всех проблем, пока не создадим свое, исчерпывающее, собственное и действительно суверенное… мы будем под ударом»
Маргарита Симоньян, главный редактор, Медиагруппа «Россия сегодня», Международное информационное агентство Sputnik.

«Нам необходимы собственные площадки, платформы и социальные сети, часть из них у нас, кстати, есть»
Роман Бабаян, ведущий программы «Право голоса», телеканал «ТВ Центр».


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org