Электронная торговля в ЕАЭС. Образ 2025 года
Ключевые выводы
Резкий рост электронной торговли стал следствием пандемии COVID-19
«Электронная торговля становится очень важной частью нашей жизни. <...> Особенно это стало очевидным во время пандемии, когда магазины закрылись во многих странах и надо было думать об иных вариантах, об иных подходах и возможностях. <...> Конечно, электронная торговля должна регулироваться для того, чтобы поддерживать региональное развитие, наши приоритеты. Для того, чтобы предупреждать отрицательное и негативное воздействие»
исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) Ольга Алгаерова

«Одним из наиболее ярких последствий пандемии мы видим резкий рост электронной торговли. Наверное, это был такой серьезный драйвер. И, очевидно, после всей этой пандемии уже розница никогда не будет такой, какой мы ее имели до того. Это факт. Вместе с тем, несмотря на такой большой потенциал, который у нас в Евразийском союзе есть, сам рынок относительно невелик»
член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев

Поддержание конкуренции между платформами развивает экономику
«Образ 2025 года — это борьба с той рыночной силой цифровых платформ электронной коммерции, которую мы получили как раз через демократизацию торговли»
директор Института права и развития ВШЭ — СКОЛКОВО и Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС Алексей Иванов

«Электронные платформы могут становиться довольно большими, и, конечно же, важная задача регулятора — следить за тем, чтобы правила конкуренции соблюдались. <...> Крайне важно поддерживать конкуренцию между платформами, потому что это в итоге развивает экономику»
генеральный директор Ozon Александр Шульгин
Проблемы
Фрагментация и отход от единой системы могут подорвать развитие электронной торговли в ЕАЭС
«Очень важно понимать, что определенный фактор, который может подорвать вообще развитие нашего данного направления, — это фрагментация наших усилий и выход от единой системы стандартов к спорадическим попыткам»
исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) Ольга Алгаерова
Решения
Создание условий для трансграничной торговли
«Для нас один из основных вопросов (в части повестки ЕАЭС. — Прим. ред.) — это в принципе выравнивание условий, если брать условия трансграничной торговли. <...> Надо создавать какой-то единый уровень конкуренции для операторов торговли»
заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Владимир Ильичев

«В электронной коммерции сейчас оно (трансграничное регулирование. — Прим. ред.) весьма отстает. И важно отметить, что когда какой-то маркетплейс, площадка приходит в другую страну, вроде бы это угроза: приезжают много продавцов, миллионы товаров. Для местного бизнеса это риск. На самом деле, все наоборот. <...> Важно понимать, что площадка, приходя в регион — или страну, неважно — открывает для местного бизнеса гигантские возможности продаж на сотни миллионов человек, пользователей платформы. И задача регулятора, на мой взгляд, в снятии барьеров как можно быстрее»
генеральный директор Ozon Александр Шульгин

Совершенствование цифровой инфраструктуры в области электронной торговли
«Мне кажется, что сейчас центральный вопрос на ближайшие годы работы — это прежде всего цифровая инфраструктура, потоки данных и документы, нежели чем сама логистическая инфраструктура, потому что появляется новая терминальная сеть, появляются новые склады, появляется соответственно в точках потребления уже поглощение грузов fulfillment там, где нужно уже формирование конечного отправления, и развиваются всякие сервисы»
генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов

«Нужно приводить к единому решению все документы, все требования, которые у каждой страны свои, и переводить это в цифру, конечно, потому что это очень сильно затрудняет все процессы»
генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук

Кооперация и взаимодействие
«Мы, конечно, готовы вас поддерживать с тем, чтобы ваши экономики могли развиваться и работать с электронной торговлей, может быть даже на более высоком, более широком международном уровне»
исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) Ольга Алгаерова

«Потенциал заложен в B2B, сопряженности. <...> Если, с одной стороны, научим предпринимателей, чтобы они могли торговать простыми вещами, это придаст определенный импульс, но если мы научимся, чтобы разные предприниматели объединялись с помощью ecom (электронной коммерции. — Прим. ред.) и создавали более сложный продукт, нам кажется, это может дать более существенный импульс»
председатель правления Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) Ернур Рысмагамбетов

«Российский рынок благодаря героям, которые здесь находятся <...> пережил настоящую революцию, потому что этим людям удалось нашим клиентам дать самый лучший опыт — опыт дневной быстрой доставки, по крайней мере в городах-миллионниках, однокликового решения своих проблем. И первая, конечно, задача — дать этот опыт всем гражданам ЕАЭС. То есть я говорю о том, что и опыт отправителей, и опыт получателей должен быть на этом пространстве единым»
генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org