Качественный рост: развитие агломераций в ответ на глобальные вызовы
Ключевые выводы
Инвестиции там, где люди
«Мы должны относиться к миграции, как к естественному процессу. У нас миграция внутри небольших населенных пунктов не менее мощная. Нужно поддерживать экономический рост, где бы они ни были, эти точки роста. Важно, чтобы наша система поддержки давала шанс каждому региону эти точки роста вычленить и поддержать. Давайте честно говорить, что мы не в состоянии из Москвы управлять каждым населенным пунктом, для этого есть команды губернаторов, которые понимают нужды людей и понимают, где тот самый рост есть»
министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников

«В ближайшей перспективе и среднесрочной перспективе у нас люди будут жить и в крупных агломерациях, и в малых городах, и в сельской местности, поэтому государственная политика естественно должна в первую очередь строиться на том, что сегодня хотят люди, где они сегодня хотят жить, какие сервисы они хотят получать, и в государственной политике тренды должны четко отражаться. Поэтому для каждой такой территории набор инструментов будет разный, а где жить, люди примут решение сами»
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Владимир Якушев

«Что касается обычного распределения инвестиций, я считаю, что инвестиции должны идти за людьми. Люди едут в одну сторону, а мы деньги вкладываем в другую, это ни к чему хорошему не приведет»
мэр Москвы Сергей Собянин

«В будущем каждый, благодаря скорости транспорта, сможет найти себя там, где захочет. <…> И многие другие возможности мы сможем использовать, поэтому абсолютно уверен, что тот позитивный опыт, настойчивость создадут абсолютно другие возможности, не только внутриагломерационные, но и межагломерационные»
генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров
Проблемы
Нам важнее создать макроэкономическую стабильность и стабильные условия игры
«Нужно с большей аккуратностью относиться к тому, что уже сделано. <…> Надо все длинные проекты обязательно доводить до ума. Мы должны четко понимать, что от проектов, в которые инвестируем, должна быть отдача, что созданное в результате добавленной стоимости создаст нам налоговый потенциал, чтобы кредиты возвращать. Макроэкономическая стабильность — это не пустой звук, в том числе и для регионов. Пирог, который постоянно перенарезают, не становится больше»
министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников

«Мы должны знать, что будет через пять, через 10 лет, исходя из этого планировать. Это чрезвычайно важно. Не менять правила игры, не передергивать их. <…> Достаточно много полномочий передается регионам. Это важно, даёт возможность развиваться городу. Что касается сельских территорий, малых городов или стратегических территорий — конечно, стратегические территории должны развиваться с помощью государства, самостоятельно он они вряд ли оживут. Мы должны заниматься Дальним Востоком, Сибирью, Чукоткой, Калининградом, Крымом, Севастополем. Государство должно очень пристально смотреть за их развитием и вкладывать деньги туда»
мэр Москвы Сергей Собянин

«Рост численности агломерации должен быть сбалансирован. Важная проблема — это транспорт, комфортная среда в агломерациях подразумевает наличие транспортной системы, соединяющей с городами. <…> Дефицит общения, уход в виртуальную реальность сегодня являются типичным для жителей больших городов»
заместитель председателя Кабинета министров Туркменистана Сердар Бердымухамедов

«Проблема — конфликт между развитием крупных городов и остальных. Существует риск, что остальные территории опустеют. <…> Другая проблема — управление территориями, это непросто. Если нет должной системы управления территориями, то появится риск, что мегаполисы будут активно развиваться, а другие территории придут в упадок»
президент метрополии Большой Париж Патрик Олье
Решения
Развитие транспортной инфраструктуры дает взрывной рост инвестиций
«Инфраструктура должна работать на то, чтобы создать условия для бизнеса и создать новый бизнес, новые налоги, новые рабочие места. Очень яркий пример Москва, <…> МЦК [московское центральное кольцо, железнодорожная линия — Ред.], МЦД [московские центральные диаметры, сквозные железнодорожные линии — Ред.]. Мы, когда строили с Сергеем Семеновичем Собяниным метро, когда в эту инфраструктуру вкладывали, нам все говорили — дорого, но жизнь показала, что везде, куда пришла транспортная инфраструктура, произошел взрыв инвестиций. И все это окупилось. <…> Ключевая задача — через инфраструктуру привлечь как можно больше инвестиций, тогда денег будет больше, и качество жизни повысится. <…> Занимаясь агломерацией, мы ни в коем случае не оставляем без внимания малые населенные пункты: это сельская местность, малые города. Мы сегодня в своей политике смотрим, где кроме агломераций делать еще так называемые опорные пункты, что в каждом регионе должно появиться порядка 15-30 опорных пунктов, где качество жизни будет выше. А что такое качество жизни? Это и медицина, и образование, культура»
заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин

«На первый план у нас выступает уже не рассуждения, а то, как сделать эту огромную концентрацию населения полезной для экономики. Самое главное — удобной для жителей. И вот отсюда как раз все проекты. Проекты, связанные с разбитием железных дорог, метрополитена, строительством развязок, дорог, хордовых сообщений, улучшения системы здравоохранения, образования и самое главное — общественной, городской среды»
мэр Москвы Сергей Собянин


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org