«Конкурировать нельзя сотрудничать». Где ставить запятую компаниям, создающим бизнес-экосистемы?
Ключевые выводы
Рынок экосистем в России активно развивается, но еще не сформировался полностью
«Рынок экосистем в России очень молодой и в силу молодости гиперамбициозный. <...> Каждый из игроков тестирует рамки своего продукта <...> и ищет грань закрытости, открытости для себя»
управляющий директор «Мail.ru Цифровые технологии» Павел Гонтарев

Необходимы правила взаимодействия игроков
«На что, на наш взгляд, однозначно, внимание обратить придется: первое — безусловно, это аспекты конкуренции между компаниями, второе — это безопасность как информационная, так и личностная. <...> Нам важно защитить граждан с их персональными данными, соответственно, надо определить, каким образом мы с ними работаем, насколько компании могут их использовать, в каком виде, кому отдавать, кому не отдавать»
заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Владислав Федулов

«Должны быть правила, по которым взаимодействуют эти игроки между собой. Конкурируют они или сотрудничают? <...> Все, на самом деле, и конкурируют, и сотрудничают. Мне кажется, это такая новая модель экосистемы, экосистем для внутреннего развития <...> Они регулируются правилом своей корпорации»
генеральный директор ООО «Цифра» Игорь Богачев
Проблемы
Отсутствие четкого регулирования из-за молодости рынка
«Ни в одной стране мира нет сформировавшегося комплекса законодательных актов, которые регулируют экосистемы»
заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Владислав Федулов

«Регулирование созревает уже качественное на очень зрелых рынках. <...> На развивающихся рынках нужна только понятная реакция государства на происходящее. Например, антимонопольное реагирование»
президент Ассоциации больших данных (АБД) Анна Серебряникова

Преобладание клиентских экосистем над продуктовыми усложняется вопросом о конфиденциальных данных
«В России, конечно, больше клиентских экосистем и, в том числе банковские экосистемы, прежде всего, клиентские. При этом последние исследования, буквально сегодня я их получил, говорят о том, что к тридцатому году семь человек из десяти по всему миру будут скрывать свои данные от IT, от рекламодателей для того, чтобы контролировать доступ к этим данным. Клиентские экосистемы будут переживать определенный кризис»
генеральный директор, председатель правления группы компаний «Т1» Сергей Соловьев

Партнерства усложняют развитие экосистем, но они имеют выгоду в долгосрочной перспективе
«Мы все понимаем, что развивать открытую экосистему и развивать свой продукт, свой сервис в партнерствах намного сложнее, чем самому. <...> Однако в долгосрочной перспективе, мне кажется, что партнерство и взаимодействие делают экосистемы и каждого из игроков более зрелым, более сфокусированными на своих ключевых компетенциях, более успешными в рамках общей модели взаимодействия»
управляющий директор «Мail.ru Цифровые технологии» Павел Гонтарев
Решения
Минимизирование конкуренции внутри одной экосистемы и сотрудничество
«Сейчас, как мы видим, центрами экосистем являются государственные корпорации, и регулировать, на мой взгляд, лучше всего влияние государства на вопрос создания экосистем. <...> На мой взгляд, важно внутри каждой экосистемы <...> убить внутреннюю конкуренцию (продуктовую) для того, чтобы уменьшать сложность взаимодействия внутри, потому что внешняя конкуренция всегда будет давить на любого игрока рынка»
генеральный директор, председатель правления группы компаний «Т1» Сергей Соловьев

«Я думаю, что за таким осознанием своих компетенций каждым из игроков, за повышением уровня зрелости этой компетенции, повышением зрелости в партнерствах — вот за этим будущее. <...> При повышении зрелости мы все придем к партнерствам в той или иной форме, которые, тем не менее, будут жить во времени и тестировать границы друг друга на периодической основе»
управляющий директор «Мail.ru Цифровые технологии» Павел Гонтарев

«Мягкое регулирование»
«Мы предлагаем, так называемое, мягкое регулирование: давайте мы вам сами предложим правила, по которым мы будем добровольно жить, вы посмотрите на то, как это работает, и потом сделаете более эффективное регулирование»
президент Ассоциации больших данных (АБД) Анна Серебряникова

Обезличивание данных и предоставление возможности их сокрытия
«Если мы говорим о том, что у нас клиентоцентричная экосистема, давайте разрешим внутрихолдинговый обмен обезличенными данными. Нет там рисков никаких. Это нужно для того, чтобы компании экосистем <...> развивались. <...> Мы, к сожалению, переживаем, что вдруг мы случайно этим регулированием заденем интересы граждан и они будут недовольны, и в тридцатом году все захотят быть анонимными. Может они захотят быть анонимными, но <...> за анонимность придется платить. <...> Тот, кто захочет платить за свою анонимность, будет за нее платить, кто захочет бесплатные, доступные сервисы будет делиться своими данными. Это нормальный социальный контракт»
президент Ассоциации больших данных (АБД) Анна Серебряникова

«Мы все знаем, что приватность будет обходиться все дороже, но тут, на мой взгляд, мы придем к факту, что пользователь будет делиться данными только с любимой экосистемой»
генеральный директор, председатель правления группы компаний «Т1» Сергей Соловьев


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org