Lessons Learned: успехи и неудачи бизнеса в период пандемии
Ключевые выводы
Ситуация с пандемией коронавируса заставила бизнес быть более гибким, подстроиться под новые реалии и решать нетипичные задачи для поддержания эффективности работы сотрудников
«Сегодня очень важна тема создания условий [для удаленной работы — Ред.]: 11 тыс. закупленных ноутбуков, переустановленное программное обеспечение, создание электронных рабочих мест. Да, мы не можем прибавить отдельную комнату под кабинет, но вот создание условий — это было достаточно важно. Часы тишины, дни без встреч, <…> чтобы люди могли планировать какое-то свое пространство — они же дома. Это достаточно важный вывод, этически который дался, к сожалению, через определенный набор ошибок, которые мы допустили»
председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов

«Мы хотели сохранить баланс между тем, что мы раньше знали, и тем, что еще не знали. Например, мы разрешили работать три дня из дома, три дня из офиса»
президент по региону Россия, Беларусь, Украина, Кавказ и Центральная Азия PepsiCo Дэвид Манзини

Пандемия, несмотря на все свои минусы и риски, положительно отразилась на межличностном общении сотрудников, их эмпатии друг к другу, сплотила коллективы
«Степень вовлеченности меня удивила. <…> Никакой необходимости никого ни к чему принуждать. Наоборот, в части топ-менеджмента — большое количество инициатив, нацеленных на выживание компании ["Детский мир"— Ред.
президент, председатель правления АФК «Система» Владимир Чирахов, до недавнего времени занимавший пост генерального директора группы компаний «Детский мир»

«Лидерство. Мы видели людей, о которых не думали, что они могут добиться лидерских позиций. Но они взяли на себя поддержку целой команды и вывели эти команды на новый уровень. <…> [Еще один — Ред.] важный момент — солидарность среди коллег»
главный исполнительный директор AVEVA Group plc Питер Хервек
Проблемы
Существенное снижение дисциплины сотрудников при удаленном формате работы
«Если у вас есть приложение Zoom, и <…> вы просите людей включить камеру — потому что я не хочу общаться с погашенным экраном — то вы видите, что люди где-то на пляже в рабочее время. <…> То есть люди говорят, что они работают, и находятся в такой неподобающей обстановке. Было непросто, люди протестовали, возражали. И мы говорили: «Нет, лучше включайте камеру, чтобы было хотя бы видно, что вы работаете». <…> Вы находитесь в такой ситуации, когда вы предлагаете какие-то правила, и никогда это раньше не было проблемой до кризиса. И никто не говорил, что «я пойду в офис в плавках работать». <…> Нам приходилось регулировать ситуацию, мы ожидали, что люди сами будут регулировать ситуацию»
председатель правления, президент, генеральный директор ПАО «Магнит» Ян Дюннинг

«Это в психологии, по-моему, называется "перевод проблемы". Когда они имеют проблему, им все это не нравится, и они ищут, с кем эту проблему ассоциировать. И они ассоциируют ее, в данном случае, с работодателем. <…> Мы в школе "Сколково" столкнулись с тем, что у нас некоторые слушатели заявляли протесты против онлайновых обучений, хотя альтернативы офлайна не было в принципе. <…> Как раз за этим стояла проблема перевода фокуса»
президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов
Решения
Ослабление формальных требований к сотрудникам либо воспитание культуры общения с сотрудниками, личный пример
«Я провожу "один на один" совещания, гуляя, например. <…> И если я гуляю, то значит, человек, с которым я разговариваю, тоже может гулять. Вот такая эволюция этических норм»
президент ООО «Майкрософт Рус» Кристина Тихонова

«Мы говорили, что, если вы представлены на совещании в Zoom, <…> вы всегда должны быть готовы к тому, что вас попросят включить камеру, где бы вы не находились. И это несколько изменило обстановку. <…> И не все квартиры приспособлены к тому, чтобы работать из дома. И какие-то люди выходили на улицу или на балкон. И мы с этим мирились»
председатель правления, президент, генеральный директор ПАО «Магнит» Ян Дюннинг

«Включать камеру или не включать? Есть дисциплина, мы постарались через культуру эти вещи все же доносить, через лидерство, через вовлечение»
председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org