На пути к юбилею: новые горизонты экономического сотрудничества в рамках ШОС
Ключевые выводы
Железнодорожный транзит между странами ШОС показывает рост
«Благодаря своей надежности, безопасности и эффективности товарные поезда Китая и Европы в период пандемии стали своеобразным спасательным кругом, и цифры как раз говорят об этом. Во всяком случае, только в 2020 году, в самом тяжелом для нас всех году, было осуществлено 12,5 тыс. рейсов по маршруту Китай — Европа. По сравнению с прошлым годом объем перевезенных товаров увеличился на 56%»
профессор Института Тайхэ, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества (2016 — 2018 гг.) Рашид Алимов

«В условиях пандемии железнодорожный транспорт оказался самым устойчивым к различному роду ограничениям. Сохранились темпы перевозок и цены на транспортировку грузов. По данным РЖД, в период эпидемиологических ограничений железнодорожный транспорт перевез порядка 25-30% в общем объеме контейнерного транзита между Китаем и Европой. Текущая ситуация ставит перед нами не только препятствия, но и предоставляет возможности для развития наземного транспорта в целях расширения объемов взаимной торговли путем объединения наших усилий»
генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов

«Транзитно-железнодорожный объем евразийских перевозок в последние пять лет демонстрирует стремительный рост. <…> Мы говорили, что отметку в 500 тыс. контейнеров мы преодолеем к 2020 году. По итогам 2020 года компания ОТЛК ЕРА [«Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» — Ред.] эту отметку уже преодолела. <…> Если бы 2022 год в рамках ШОС был бы обозначен как год экологии и устойчивого развития железных дорог Евразии, думаю, это добавило бы нам и новых точек роста, и новых объемов перевозок»
генеральный директор, председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром
«В условиях пандемии железнодорожный транспорт оказался самым устойчивым к различному роду ограничениям. Сохранились темпы перевозок и цены на транспортировку грузов.»
генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества
Проблемы
Сложности в реализации совместных проектов
«Забуксовала идея о том, чтобы иметь определенный список потенциально возможных проектов для совместного финансирования. <…> Проблема с тем, чтобы идентифицировать окупаемые проекты. <…> Еще сложно с проектами, в которых можно задействовать потенциалы сразу нескольких институтов. Деньги есть, а эффективное их использование с точки зрения их возврата, окупаемости — здесь большие вопросы»
главный банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак

«Транзитно-железнодорожный потенциал нужно рассматривать в совокупности, этот потенциал должен развиваться синхронно во всех странах, которые принимают участие в перевозках. Что толку, если сегодня мы по российским железным дорогам можем провезти в два, а то и в три раза больше контейнеров в наших транзитных поездах, если в сопредельной инфраструктуре мы будем иметь затруднения и барьеры, которые не позволят нам этот потенциал нарастить»
генеральный директор, председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс» Алексей Гром

«Возникает вопрос, насколько работает регуляторика, какая законодательная основа для работы, какой базовый документ, который позволял бы двигаться и решать задачи совместно. Очевидно, программа развития торгово-экономического сотрудничества в обновленном варианте, определяя основные направления, не может обеспечить механизмы реализации этих договоренностей»
специальный представитель Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества Бахтиер Хакимов
«Транзитно-железнодорожный потенциал нужно рассматривать в совокупности, этот потенциал должен развиваться синхронно во всех странах, которые принимают участие в перевозках. »
генеральный директор, председатель правления АО «Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс»
Решения
Развитие экономического потенциала ШОС и расширение организаций
«Одно из ключевых решений для реализации потенциала — дальнейшие расширение организации. Необходимо принимать новых членов, тех, кто хочет работать с нами, использовать их потенциал, расширяя совокупный потенциал ШОС. Деловой совет может сыграть особую роль, потому что возможности привлечения к работе в формате делового совета самые широкие»
специальный представитель Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества Бахтиер Хакимов

«В укреплении экономического взаимодействия на пространстве ШОС разработка надежной схемы международной торговли является ключевым фактором и дает новые возможности для развития с учетом новых членов ШОС, которые должны сыграть положительную роль»
заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан Манзура Рустамов

«Нам необходимо создавать условия, которые позволят нашим талантам развивать цифровые стартапы. <…> Поэтому считаю, что в цифровизации, экономике, развитии трансграничной электронной торговли на пространстве ШОС важно максимально задействовать малое поколение наших стран, включая развитие молодежных бизнес-инкубаторов на примере успешной организации стартапов в сфере цифровых инноваций между Россией и Китаем»
генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов (ШОС)

«Статистические данные показывают, что в структуре мировой торговли объем электронной торговли с каждым годом растет, и эта тенденция не ослабевает. Электронная торговля имеет преимущество и перспективу, в связи с чем нужно дать должное внимание»
заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Республики Таджикистан Манзура Рустамова


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org