Новый раунд развития Арктики: вызовы и возможности
Ключевые выводы
Арктика стала инвестиционно привлекательной территорией
«Мы вместе с Федеральным Правительством при поддержке Президента получили уникальные преференции — это Арктическая зона Российской Федерации, самая большая свободная экономическая зона в мире, территория опережающего развития „Столица Арктики“. <…> Сами, своими региональными законами, мы дополнительно <…> сократили налоги для малого и среднего бизнеса на несколько лет вперед. <…> Несмотря на то, что 2020 год был тяжелым <…> мы имеем колоссальный рост инвестиций»
губернатор Мурманской области Андрей Чибис

«Те условия, которые приняты в Арктической зоне, те решения, которые приняты Правительством, Президентом, они сегодня делают арктическую зону очевидно наиболее привлекательной с инвестиционной точки зрения территорией. <…> Изменяющиеся климат <…> технологии <…> условия жизни сегодня делают работу в Арктике совершенно другой. <…> Арктика сегодня выходит на первый план»
губернатор Архангельской области Александр Цыбульский

«К ней большой интерес, а дальше он будет нарастать, потому что в Арктику придут новые технологии. <…> Нарастание этого интереса будет говорить, что мы будем в мировой конкуренции»
аудитор Счетной палаты Российской Федерации Светлана Орлова

«Мы видим, что за последнее время <…> произошел качественный перелом <…> существенно вырос объем инвестиций. <…> Также, как в свое время Ломоносов сказал, что Россия будет прирастать Сибирью, мы сейчас можем сказать, что Россия будет прирастать Арктикой»
основатель, председатель совета директоров корпорации «АЕОН» Роман Троценко

Освоение Арктики — вопрос применения новых технологий
«Особенность каждого нового проекта определяется <…> изолированностью территорий либо максимальной удаленностью от действующей инфраструктуры. И любое изменение в проекте с точки зрения технологий также позволяет перейти к <…> новому этапу освоения Арктики»
специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимир Панов

«То, что мы наблюдаем сейчас, беспрецедентно. Начиная с экономики, где реализуются проекты, которые десятилетиями были из разряда <…> научно-фантастических»
министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

«Очень важное направление — наука, технологии, создание базы для научных исследований. В 2022-м году мы уже передадим заказчику уникальную ледовую платформу „Северный полюс“. <…> Эта база как раз будет позволять проводить все необходимые научные исследования <…> в двух температурных режимах и климатических режимах»
заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Беспрозванных

«Из последних наших инновационных проектов — это <…> мерзлотный центр, который позволяет нам фиксировать изменения вечной мерзлоты»
вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК Норильский никель» Андрей Грачев

«Вопрос, связанный с материалами для Арктики, — это очень важное направление, начиная с одежды, заканчивая специальными материалами»
заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Беспрозванных

Северный морской путь — драйвер экономики и область международного сотрудничества
«Северный морской путь — это та транспортная артерия, которая изменит мировую экономику, мировую логистику и <…> изменит всю структуру экономики Российской Федерации»
губернатор Архангельской области Александр Цыбульский

«<…> те изменения, которые происходят в Арктике с появления больших энергетических проектов глобальной значимости, их нельзя рассматривать в отрыве от Северного морского пути. А если мы смотрим на Северный морской путь, мы смотрим на Владивосток, а Владивосток — это Восточный коридор, который Индия хочет создать, связав индийский и российский порты»
посол Республики Индия в Российской Федерации Венкатеш Варма Датла Бала

«Наш институт содействует развитию арктических регионов вместе с Россией. <…> Мы повышаем конкурентоспособность и условия для придания новой жизни Северному морскому пути. <…> В частности, Южная Корея решила работать по проекту создания международной арктической станции „Снежинка“. <…> Южная Корея полностью понимает важность арктического региона и сотрудничества с Россией, а также важность СМП»
президент Korea Maritime Institute Чанг Ён-Тэ
«То, что мы наблюдаем сейчас, беспрецедентно. Начиная с экономики, где реализуются проекты, которые десятилетиями были из разряда научно-фантастических»
министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Проблемы
Отсутствие инфраструктуры
«Никакое социальное развитие невозможно без экономики. А экономика на огромных наших пространствах арктических — это, в первую очередь, потребность в инфраструктуре»
губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов

«В Арктике нет инфраструктуры, и любая деталь, гайка или таблетка аспирина должны быть завезены заранее. <…> Проект — любой, небольшой — становится в реальности комплексным. Вы должны построить дорогу, аэропорт, зону проживания людей, сам промышленный объект, порт»
основатель, председатель совета директоров корпорации «АЕОН» Роман Троценко

Человеческая деятельность может привести к экологическим проблемам
«Кроме изменений, связанных с человеческой деятельностью, арктический регион больше, чем любая другая часть нашей планеты меняется из-за проблем, связанных с изменением климата»
первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов
«В Арктике нет инфраструктуры, и любая деталь, гайка или таблетка аспирина должны быть завезены заранее»
основатель, председатель совета директоров корпорации «АЕОН»
Решения
Повышение транспортной доступности
«Вопрос, связанный с транспортным обеспечением арктической зоны. Здесь в развитие темы добычи и освоения шельфа можно сказать, что <…> мы планируем построить 15 судов-газовозов для проекта „Арктик СПГ“ <…> 12 танкеров „Афрамакс“ <…> и целая группировка атомных ледоколов, головное судно уже в октябре прошлого года передана атомному флоту»
заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Беспрозванных

«Сейчас благодаря взаимодействию с Правительством РФ <…> мы хотим <…> построить всесезонную дорогу 420 км, которая свяжет Якутию и всесезонный порт, который мы построим новый. То есть <…> континентальная часть Чукотки и южная часть Якутии может забыть, что такое зимний завоз. Они круглый год смогут получать продукты. Круглый год можно доставлять строительные материалы»
председатель совета директоров ООО «ГДК Баимская» Олег Новачук

«В апреле <…> получили новый механизм — нам Президент дал возможность переговорить об инфраструктурных бюджетных кредитах, и Северный широтный ход — один из долгожданных проектов для арктической зоны — рассматривается в качестве пилота»
губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов

Снижение стоимости электроэнергии
«Если взять Баимское месторождение, на сегодняшний день условия, по которым будет создаваться плавучие станции, которые обеспечат — это 6 руб. 44 коп. за киловатт-час. По сути, это прорыв <…> в энергетике, в Арктике, когда на изолированную территорию можно по такой стоимости проложить энергетику в таком объеме и в таком количестве. <…> Сейчас совместно с Правительством Якутии мы готовимся реализовать пилотный подобный проект — это Кючусское месторождение. <…> Там предполагается строительство атомной станции малой мощности уже в материковой Арктике»
специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимир Панов

Создание комфортных условий для жизни людей
«Все компании, ключевые игроки <…> с каждым из них у нас подписано фактически соглашение о социальном партнерстве. Эти дополнительные деньги идут на здравоохранение, на образование, на развитие наших городов и поселков. <…> Наша идеология — это не просто идеология, это принятая программа на 10 лет вперед „На Севере жить“ с конкретными мероприятиями, потому что нужно создавать рабочие места <…> нужно менять качество жизни и качество городской среды <…> нужно системно заниматься модернизацией системы образования, готовить кадры для Арктики здесь и сейчас»
губернатор Мурманской области Андрей Чибис

«Перспективными направлениями являются <…> изменение облика города Норильска. <…> Общая программа реновации предусматривает расходы в объемах 120 млрд рублей, из которых 70 % будет платить компания. Это беспрецедентный случай, когда социально-ответственная компания <…> выплачивает такую большую сумму. <…> Дополнительно компания <…> заключит договор отдельно с городом на 150 млрд, это в корне изменит облик города»
вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК Норильский никель» Андрей Грачев

Создание охраняемых зон и введение единых правил
«Тема экологии сложнее, но Россия крайне ответственная, крайне экологичная держава»
министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков

«Сохранение остров архипелагов <…> становится одним из наших основных приоритетов. Поэтому предполагаемое создание <…> сети охраняемых морских территорий, районов с особым режимом природопользования на основе морского пространственного планирования может стать идеальным решением. <…> Нам необходимо инвестировать в меры по предотвращению, обеспечению готовности и реагирования на комбинированные риски. <…> В регионе необходимо создать единые правила ответственного финансирования»
первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org