Риски санкций для мировой финансовой системы международного бизнеса
Ключевые выводы
Волна санкций нарастает, и большая их часть инициируется США и ЕС
«Мы не видим пока конца этих тенденций. Явный крен в сторону финансовых санкций, как я уже сказал, и большую часть этих санкций инициируется Соединенными Штатами Америки. Мы знаем об американском лидерстве в международной финансовой системе. Общим понятием в экспертной среде стало использование доллара как оружия»
Иван Тимофеев, программный директор Клуба «Валдай»; программный директор Российского совета по международным делам; доцент МГИМО МИД России

«Я боюсь, что у нас уже не эпидемия санкций, а пандемия. <…> Более того, у Евросоюза всегда, была традиционная формула, что санкции – это последнее средство воздействия. Увы, это сейчас далеко не так. Я могу утверждать, что зачастую санкция является первым инструментом, с которым ЕС подходит к тем или иным проблемам»
Владимир Чижов, Чрезвычайный и Полномочный Посол; Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе

Наиболее серьезному риску подвергаются банки, финансовый сектор и малый бизнес
«Банки и частные компании начинают активно пытаться абстрагироваться в рамках политики нулевого риска от любых компаний, включенными в списки государства <…> Как следствие, в государстве растут цены, в государстве очень сильный уровень инфляции, государство теряет возможность торговать с другими странами. Речь идет не только о государственных компаниях, либо о государстве в целом, но и частном бизнесе»
Елена Довгань, специальный докладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на реализацию прав человека

«Появляются санкции, и все, естественно, боятся транзакций, боятся нарушить какие-то правила, особенно, когда мы говорим о малых бизнесах, малых компаниях <…> Действительно, санкции здесь используются как оружие, но в силу того, что они существуют, их нужно контролировать. Таким образом, в какой-то момент принимаются решения не предпринимать какие-то действия»
Тони Юинг, управляющий директор, Conquer Risk Capital; член консультативного совета, RC Investments

«Французские компании не ушли из России, в отличие от представителей некоторых других стран Европы. Но им пришлось, конечно, адаптироваться, в особенности, в части финансирования. <…> Это большая проблема для наших маленьких [компаний], среднего бизнеса, для экспорта из Франции. Банки, когда видят слово Россия, как минимум удаляются, не всегда даже удосуживаются смотреть, о чем речь»
Арно Дюбьен, директор аналитического центра «Обсерво» при Франко-российской торгово-промышленной палате
Проблемы
Санкции наносят удар, прежде всего, по системе социального обеспечения населения
«По-моему, все санкции глупые, потому что они все ударяют по людям, и эффективность их – минимальная, я бы так сказал»
Владимир Чижов, Чрезвычайный и Полномочный Посол; Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе

«При отсутствии должных ресурсов государство не может поддерживать надлежащую критическую инфраструктуру, включая систему здравоохранения, поставки воды, обеспечения электричества, обеспечения транспорта. Люди не могут доехать до больницы, в больницах отсутствуют медикаменты. В частности, в рамках моего недавнего межстранового визита в Венесуэлу в больницах говорили о невозможности сделать элементарнейший анализ крови. Как следствие, растет уровень смертности от серьезных заболеваний в таких странах как Сирия, Иран, Куба, Венесуэла»
Елена Довгань, специальный докладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на реализацию прав человека

«Мы даже изучали случаи, когда гуманитарные организации попадали под вторичные санкции. И некоторые американские благотворительны фонды е получали штрафы от регуляторов»
Иван Тимофеев, программный директор Клуба «Валдай»; программный директор Российского совета по международным делам; доцент МГИМО МИД России

У бизнеса возникает страх самой возможности введения санкций
«Просто такое следствие сложившегося в последние много десятилетий доверия инфраструктуре моноцентричной мировой финансовой системы, центричной вокруг доллара. <…> Естественным образом, именно поэтому вторичные санкции эффективны, потому что у экономических агентов вдруг возникает риск. Они в этой инфраструктуре, которая уже встроена в бизнес-процессы ежедневные, и они могут быть неожиданно отключены»
Владимир Колычев, заместитель Министра финансов Российской Федерации

«И наконец, еще одна тенденция – это очень серьезно выросшая чувствительность мирового бизнеса к тематике санкций. То есть, если еще 10-20 и более лет назад бизнес как-то дистанцировался от этой темы, иногда даже от нее отмахивался, то сегодня особенно в финансовой сфере любой крупный, небольшой даже банк очень внимательно к ней относится. Есть такое понятие – чрезмерное подчинение санкциям»
Иван Тимофеев, программный директор Клуба «Валдай»; программный директор Российского совета
Решения
Привлечение международных неправительственных организаций
 «Сложившаяся ситуация требует пристального внимания со стороны неправительственных международных организаций и органов организаций системы ООН и региональных организаций, таких как ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, международная организация труда и целого ряда иных»
Елена Довгань, специальный докладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на реализацию прав человека

«Мы сотрудничали с другими гуманитарными организациями на односторонней основе, чтобы получить доступ к ограниченным районам. С тем, чтобы продолжить нашу работу, мы вели переговоры и добивались получения исключений для гуманитарных миссий в санкционных территориях»
Жиль Карбоннье, вице-президент, Международный комитет Красного креста

Снижение зависимости от доллара и корректировка международной финансовой системы
 «Основное стратегическое направление, которое мы видим, Правительство совместно с Центральным банком – это постепенный уход от использования такой инфраструктуры [от использования долларового отчета]. В первую очередь, это касается естественно расчетов по внешней торговле и по международным рынкам капитала <…> Лучше переходить на национальные валюты, и роль государства – это, скорее, как подстроить лучше регуляторику, где-то придать импульс»
Владимир Колычев, заместитель Министра финансов Российской Федерации

«В начале этого года появился доклад Еврокомиссии с предложением по модернизации его [блокирующего статута]. Там целый набор мер, укрепление национальных мер непризнания и неисполнения, упрощение процедур получения разрешений и так далее. Тем не менее, пока эти дискуссии идут в многочисленных структурах ЕС, есть план работы Еврокомиссии по реализации законодательной инициативы. И на IV квартал этого года запланировано представление соответствующего законопроекта»
Владимир Чижов, Чрезвычайный и Полномочный Посол; Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org