РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОТВЕЧАЯ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Ключевые выводы
Акцент на ESG-повестке должен стать основой улучшения отношений России и Евросоюза, необходимо выработать общий ответ на глобальные вызовы
«В 2020 году Россия столкнулась с четырьмя вызовами. Во-первых, это пандемия, во-вторых, было снижение цен на нефть, третье — это девальвация рубля, четвертое — то, что продолжается и поныне, — это проблема в рамках геополитического контекста, который тоже не упрощает ситуацию. Но Россия вышла на неплохие экономические показатели, хотя глобальные вызовы настолько потрясают экономики наших стран, что нам нужно выработать общий подход и кооперировать наши усилия в борьбе с пандемией»
председатель правления, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ); президент в России и СНГ, Schneider Electric, Йохан Вандерплаетсе

«Наша задача конечная — это борьба с эмиссией парниковых газов. И с этой точки зрения важны технологическая нейтральность, взаимное признание, реализация проектов по сокращению выбросов углекислого газа. Формирование этих механизмов — предмет сильной международной дискуссии, в этом плане мы возлагаем большие надежды на конференцию по климату в Глазго в ноябре этого года»
министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников

Развитие сетей 5G может стать новой точкой взаимодействия России и Европы
«Ни одна страна, ни одно правительство в одиночку со всеми задачами не справится. Так, 5G требует совместных усилий, поэтому Европейский союз и Россия должны совместно работать, чтобы развернуть эту технологию. Сейчас нужно работать вместе над технологиями 5G в России и в Европе»
исполнительный вице-президент, глава региона Европа и Латинская Америка, Ericsson, Арун Бансал

«Россия располагает потрясающими технологическими возможностями, и компании есть потрясающие. Поэтому, конечно, если их сравнивать с западными компаниями, если объединить усилия [при подключении к 5G] — это будет потрясающе, мы все только от этого выиграем»
председатель правления, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ); президент в России и СНГ, Schneider Electric, Йохан Вандерплаетсе
Проблемы
Необходимость достижения международных договоренностей
«Мы, наверное, сейчас находимся в самой сложной точке развития наших отношений после окончания холодной войны. Думаю, что обе стороны ценят НАШИ отношения. Почему мы находимся в негативной точке нашего развития? Конечно, есть территориальные вопросы, геополитические вопросы, вопросы о нарушении прав человека. Я полагаю, что все эти проблемы “подвесили” наш политический диалог, который оказался в ситуации неопределенности. В этой атмосфере, конечно, сложно вернуться к нормализации этих отношений»
Посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер

«Большинство эффективных в прошлом форматов нашего [стран Европейского союза и Российской Федерации] взаимодействия на сегодня простаивают. <…> Мы, Россия, не закрыли ни одну дверь, мы не опустили ни одного шлагбаума. Все заморозки были инициированы Евросоюзом»
Чрезвычайный и Полномочный Посол; Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе, Владимир Чижов
Решения
Расширение перечня «зеленых» проектов и поиск компромисса между властью и бизнесом
«Мы к “зеленым” проектам, и это принципиальное было решение, отнесли атомную энергетику. Мы считаем, что, исходя из критерия выбросов парниковых газов, исходя из принципов технологической нейтральности, атомная энергетика должна быть отнесена к чистой энергии. И второй момент — мы сделали группу переходных проектов, которые с точки зрения самых высоких стандартов не соответствуют чему-то, но для многих отраслей у нас это является большим шагом вперед»
министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников

«Мы должны использовать возможность укреплять наши отношения в рамках “зеленой” трансформации и создания “зеленой” экономики. Это будет новое поле для сотрудничества, в котором также заинтересованы представители нашего бизнеса. Чем более ориентирована становится наша политика к развитию “зеленой” экономики, тем серьезнее мы продвигаемся к пути стабилизации наших отношений»
Посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер

Проведение региональных экспериментов, дающих возможность вводить систему квотирования выбросов в субъектах
«Мы создаем такую мягкую систему регулирования, которая позволит нам реализовывать климатические проекты, которая позволит нам учитывать углеродный след продукции, который “опрозрачит” всю нашу систему, и в то же время мы запускаем систему более жесткого регулирования, основанную на региональных экспериментах. Таким путем двигались многие страны. У нас сейчас в финальной стадии разработки находится cахалинский эксперимент, который даст возможность отдельным регионам по их желанию, по согласованию с бизнесом, объявлять цель углеродной нейтральности и вводить систему квотирования выбросов с системой торговли и так далее»
министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников

«Мы должны использовать возможность укреплять наши отношения в рамках “зеленой” трансформации и создания зеленой экономики. <...> Нам следует уделять внимание снижению углеродных выбросов и укреплению других… направлений. Сахалинский проект также является ярким примером укрепления нашего сотрудничества, в том числе в будущем. Это те усилия, на которых следует концентрировать свое внимание, исключая политический контекст. <...> Мы, конечно же, должны работать над вопросами соответствия обязательствам страны, являющейся членом ВТО. Здесь должна быть совместимость обязательств всех членов ВТО»
Посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org