Время стирать границы в океане: на пути к международным интеграционным проектам
Ключевые выводы
Экономический потенциал мирового океана колоссален и серьезно недооценен человечеством
«Жизнь на воде все больше привлекает людей. И это не только хаус-боты, к которым все привыкли в Голландии, но и, собственно говоря, возможность того, что раньше футурологи рисовали как некое будущее людей, живущих на воде, под водой. Совершенно очевидно, что богатство мирового океана является неисчерпаемым источником для благополучия населения»
председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов

«Можно в шесть раз больше продовольствия производить за счет океана, чем мир производит. Можно производить возобновляемую энергию. 20% нехватки углеводородов мы можем возместить за счет океана. Мы можем увеличить масштаб океанской экономики. Сейчас это около 2 трлн долларов, а нарастить можно эту цифру до 10-15 трлн»
исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО Владимир Рябинин

«Я думаю, что мы часто недооцениваем экономические возможности океана. Он действительно открывает перед нами широкие возможности и дает работу. Даст новые возможности людям по всему миру и, конечно, это очень важно и для будущих поколений, которые смогут жить безопаснее на нашей планете»
ученый, журналист Филипп Кусто

«Наше поколение сейчас занято защитой планеты. Я 35 лет работал в океане, видел, как меняется океан, он очень быстро меняется. Я думаю, что важнейшая проблема нашего поколения — это защита планеты. Каждая отрасль промышленности, каждая страна, каждый человек может помочь решить этот кризис»
защитник океана, покровитель океанов в Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) Льюис Пью
Проблемы
Мировой океан крайне уязвим, и роль России в его защите огромна
«Три важнейших причины сейчас, которые создают "идеальный шторм" — это изменение климата, чрезмерная рыбная ловля и загрязнение окружающей среды. Прежде всего, нам в решении этих проблем нужна помощь России. Мне не нужно объяснять, почему. Потому что Россия — это самая большая страна в мире, и у нее огромная береговая линия»
защитник океана, покровитель океанов в Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) Льюис Пью

«Я хотел бы призвать всех признать новые возможности, новые инструменты сокращения выбросов углеводородов. Мы можем очень много вещей сделать»
ученый, журналист Филипп Кусто

«110 млн тонн мусорного острова дрейфует в районе Карибских островов. Это, конечно же, не может не вызывать озабоченность у всех у нас, поскольку находим микропластик даже в рыбе. Так дело дойдет до того, что мы получим очередную проблему со здоровьем для населения. Очистка акваторий в этой связи становится абсолютно серьезной задачей для нас, для судостроителей»
председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов

«Наверное, все-таки есть смысл заботиться о том, чтобы вопрос объединения наших действий в мировом океане все-таки стал объединяющим мотивом, который позволит еще раз взглянуть на происходящее другими глазами. И сделать вывод о бесперспективности политики сепаратизма, разделения»
председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов
Решения
Перевод морского транспорта на новые виды топлива и развитие безэкипажного флота
«У нас есть все основания заявлять о том, что ядерное топливо является действительно экологически чистым решением для судостроителей. И единственное, чего нам всем, конечно, очень бы хотелось — чтобы все-таки гражданские конвенциальные суда, если вдруг они появятся и начнут работать, также были допущены в мировые порты, как допущены суда на дизельном топливе или газе. <…> Мы абсолютно уверены в том, что перспектива развития судостроения заставит нас использовать альтернативные источники энергии, к коим относятся и водород, и электродвижение с использованием батарей, ну и, конечно же, сила солнца и сила ветра»
председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов

«Представьте себе суда, которые не зависят от человеческого фактора, безопасные, простые, которые не требуют обеспечивать жизнь человека на борту, не требуют спасать жизнь человека в море. Это, по большому счету, приведет нас к тому, что у нас морской транспорт станет неким аналогом лифтов. Вы нажимаете кнопку, и он вас доставляет туда, куда нужно. Автоматически, надежно, безопасно, без участия человека. <…> У нас подписаны соглашения, и более чем 20 судов будут оснащены системами автономного судовождения и будут ходить под российским флагом. Я уверен, что их станет значительно больше в ближайшие годы»
генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» Александр Пинский

Развитие арктического судоходства, которое снизит нагрузку на другие морские пути
«Арктика — это уникальный регион во многих отношениях. Это огромные территории, и очень мало живет людей, очень малое население. Поэтому, ну, конечно, здесь не с кем бороться и не надо бороться, нужно сотрудничать. Арктика — вообще это регион-экспортер. Если вы хотите торговать со всем миром, естественно, вы можете, например, экспортировать рыбу всему миру оттуда»
директор секретариата Арктического экономического совета Мадс Фредериксен

«Возникает возможность создать новый выход к морю для России на Севере, на Северный Ледовитый океан, в незамерзающей его части. Это территория Ненецкого автономного округа, место называется Индиго. Это последняя точка, куда приходит течение Гольфстрим. <…> Север России, Северный Урал, Западная Сибирь активно вовлекаются в международную торговлю, и это ближайшая точка для вывоза экспортных грузов. Удобрения из Пермского региона, лес из Коми, нефть из Западной Сибири, металл из Череповца — это все те грузы, которые тяготеют к самой близкой точке вывоза, то есть через Индиго»
основатель, председатель совета директоров Корпорации АЕОН Роман Троценко


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org