Развитие инфраструктуры России: адаптация к современным вызовам
Эксперт
Буренков Андрей Валерьевич, начальник управления имущественного комплекса Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Тодовянская Анастасия Владимировна, к.э.н., аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета 2016-2019 гг., финансовый менеджер, ООО «Оккервиль».

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?».
Аннотация
В современных, стремительно изменяющихся условиях стоят задачи разработки качественно новых, структурированных инфраструктурных проектов, инструментов их развития и обслуживания, как в рамках достижения целей устойчивого развития, так и с целью привлечения инвестиций. В данном исследовании была проанализирована система развития инфраструктуры в РФ.
Ключевые слова
инфраструктурное развитие, государственно-частное партнерство, устойчивое развитие, институты развития и механизмы поддержки
Дефицит инфраструктуры сегодня является глобальным феноменом – 29% населения мира, или 2.1 млрд. человек, не имеют доступа к безопасной питьевой воде, 13% жителей не имеют доступа к электричеству, 40% населения – доступа к экологически чистому топливу для бытовых нужд¹. Согласно прогнозам Global Infrastructure Hub (далее — GIH), созданном для реализации программ устойчивого и инклюзивного развития инфраструктуры стран G20, в Мире к 2040 г. дефицит инфраструктурных инвестиций составит 15 трлн. долл. США². Несмотря на сложности расчета экономической эффективности инвестиций в инфраструктурные проекты, подавляющее большинство исследований, направленных на изучение характера влияния инфраструктуры на экономический рост³, раскрывают высокую степень их эффективности, как в развитых, так и развивающихся странах, при безусловном положительном влиянии на общественное благосостояние и качество жизни общества. Ставки рентабельности инфраструктурных проектов вариативны в разных случаях, при этом спилловер-эффекты обеспечивают трехкратный рост отдачи⁴.

Однако ввиду капиталоемкости, комплексности и долгосрочности инфраструктурных проектов сложно реализовать все требуемые инфраструктурные проекты за счет бюджетных средств. В этой связи важной задачей перед любым государством, в том числе Россией, как подчеркнула Светлана Ячевская⁵ (заместитель председателя, член правления, ВЭБ.РФ), является привлечение частных, а также международных, особенно институциональных, инвесторов, требования к инвестиционным проектам которых отличаются все большей комплексностью.
Развитие инфраструктуры России сегодня: переход на качественный уровень
Развитие инфраструктуры является одним из ключевых драйверов экономического роста и требует значительных инвестиций, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос населения на качественную инфраструктуру. Однако для привлечения финансирования из внешних источников, сегодня необходимы новые подходы к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов, учитывающие, наряду с экономической эффективностью, также расширенный спектр факторов социального характера и вопросов экологии. Все большую роль сегодня играют нефинансовые характеристики инвестиционных проектов, обеспечивающие их соответствие принципам устойчивого, инклюзивного развития, которые выражаются в стремлении реализовать переход к чистым источникам энергии, обеспечить электрификацию транспорта, повысить уровень национальной системы здравоохранения, как было освещено г-ном Салеха бин Маджид Аль-Хулаифи (исполняющий обязанности заместителя Министра по торговым вопросам, Министерство торговли и промышленности Государства Катар) на сессии ПМЭФ-2021 «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?»⁶.

В действительности, повестка устойчивого развития стала глобальным трендом и требует отражения Целей устойчивого развития ООН (далее – ЦУР) во всех сферах. В этой связи в России ВЭБ.РФ, Национальным Центром ГЧП и международной инжиниринговой компанией АИКОМ, при поддержке Минфина, была разработана система оценки инфраструктурных проектов IRIIS, в полной мере отражающая ЦУР ООН и Принципы качественных инфраструктурных инвестиций G20 (Принципы QII)⁷. IRIIS позволяет оценить качество проектов по направлениям «экономика и управление», «качество жизни», «экология и климат», максимально учитывающие требования международных финансовых институтов, деятельность которых сфокусирована на устранении инфраструктурного дисбаланса в мире.

Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры, предусмотренных Национальными проектами РФ, составляет 26 578 трлн. рублей, из которых наиболее капиталоемкую группу представляют комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (см. Рис. 1), и безопасные и качественные автомобильные дороги, которые аккумулируют свыше 46% всего объема требуемых инвестиций.
ТАБЛИЦА 1. Структура инвестиций по направлениям развития инфраструктуры в РФ
Но, несмотря на положительную динамику инвестиционных потоков даже в 2020 г., как подчеркнул Илья Торосов (заместитель Министра экономического развития Российской Федерации), и прогнозному росту инвестиций в развитие инфраструктуры⁸, доля частных инвестиций составляет лишь 1,7% (см. Рис. 2), что ниже общемирового показателя и указывает на необходимость проработки инструментария повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частных инвесторов. Важным в данном аспекте представляется привлечение международных инвесторов, особенно институциональных, которые традиционно предъявляют повышенные требования к инвестиционным проектам.
ТАБЛИЦА 2. Доля частных инвестиций в инфраструктурные проекты, 2020 г.
Источник: Инвестиции РФ и мира
Environmental, Social, Governance: роль факторов в принятии инвестиционных решений
Сегодня уже нельзя недооценить роль качественных характеристик инвестиционных проектов, а именно ESG-факторов (экологические аспекты, социальное развитие и управленческие факторы⁹) в процессе принятия инвестиционных решений международными инвесторами. Исследования Ernst & Young¹⁰, PricewaterhouseCoopers¹¹ и FTSE Russell¹² раскрывают усиливающуюся тенденцию роста роли ESG-факторов в системе оценки инвестиционных проектов: свыше 70% международных инвесторов используют ESG-скрининг на постоянной основе, подавляющее число институциональных инвесторов пересматривают стратегию в сторону снижения «углеродного следа» своих инвестиционных пакетов; в таких странах, как Канада, Австралия, Новая Зеландия доля устойчивых инвестиций составляла в 2018 г. более 50% профессионально управляемых активов¹³.

Интегрируется такая система принятия инвестиционных решений и в отношении инфраструктурных проектов: объемы привлеченных средств в глобальные фонды, чья стратегия ориентирована на принципы ESG, по результатам 2020 г. выросли на 110% и составили 350 млрд. долл. США¹⁴. Таким образом, становится крайне важным при структурировании проектов, в рамках обеспечении их инвестиционной привлекательности на мировом рынке капиталов, учитывать весь спектр задач инклюзивного развития и ответственного инвестирования.

Инвестиционная привлекательность на международном уровне является емким понятием и, помимо «зеленой» повестки, также включает такие параметры, как государственная поддержка, риски фидуциарного и регуляторного содержания, развитость комплементарных отраслей, как подчеркнул Франсуа Бержер (исполнительный директор, Ассоциация долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (LTIIA)). В международной практике, ряд рисков нивелируется посредством доступности прозрачной, достоверной информации о состоянии и развитии национального рынка, а также его акторах: одним из атрибутов группы стран, лидирующих в объемах привлекаемых инвестиций на национальный рынок коммерческой недвижимости согласно The Global Real Estate Transparency Index¹⁵, 2020 является «прозрачность», реализуемая через инструменты государственного регулирования в отношении требования повсеместного раскрытия информации.

Несмотря на постоянную проработку инструментария развития инфраструктуры России со стороны регулятора и институтов развития с использованием лучших мировых практик, статистика говорит о недостаточной инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частного инвестора. Принимая во внимание повестку устойчивого развития, принципы G20 по инвестициям в качественную инфраструктуру, а также ESG-факторы, можно сформулировать следующие группы вопросов формирования качественной инфраструктуры, которые требуют постоянной адаптации к современным условиям развития (см. табл. 3).
ТАБЛИЦА 3. Элементы качественной инфраструктуры
E:
  • Интеграция экологических аспектов в инфраструктурные инвестиции
  • Устойчивость к природным катастрофам, чрезвычайным происшествиям и прочим рискам
S:
  • Интеграция социальных аспектов в инфраструктурные инвестиции;
  • Разработка новых норм строительства в рамках обеспечения здоровья и благополучия населения
G:
  • Максимизация положительного влияния инфраструктуры на достижение ЦУР и экономического роста
  • Повышение качества управления инфраструктурой
  • Повышение экономической эффективности на протяжении всего жизненного цикла проекта
  • Раскрытие нефинансовой информации
Источники: G20 Principles for Quality Infrastructure Investment // Ministry of Finance, Japan; Руководство для начинающих…
При этом, обеспечение всех элементов качественной инфраструктуры требует институциональной поддержки, экспертизы, а также обеспечение прозрачности всего цикла реализации инфраструктурных проектов в России.
¹ Energy Access // Our World in Data

² Infrastructure Outlook // Global Infrastructure Hub

³ Välilä T. Infrastructure and growth: A survey of macro-econometric research // Structural Change and Economic Dynamics. — 53. — 2020; Pradhan R. P., Arvin M. B., Nair M. Urbanization, transportation infrastructure, ICT, and economic growth: A temporal causal analysis // Cities. — 115. — 2021; Khan H., Li U., Jiang J., AsifKhan M. Impact of infrastructure on economic growth in South Asia: Evidence from pooled mean group estimation // The Electricity Journal. — 33(5). — 2020; Nawaz S., Mangla I. U. The economic geography of infrastructure in Asia: The role of institutions and regional integration // Research in Transportation Economics. — 2021.

⁴ Wu G. L., Feng Q., Wang Z. A structural estimation of the return to infrastructure investment in China // Journal of Development Economics. — 152. — 2021

⁵ Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты? // Росконгресс. 04.06.2021


Там же

⁷ IRIIS. Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов // Росинфра. 04.09.2020

⁸ Инвестиции РФ и мира в развитие инфраструктуры // Росинфра

⁹ Руководство для начинающих по ответственному инвестированию в инфраструктуру // ООН. 2018

¹⁰ EY Global Financial Accounting and Advisory Services (FAAS) corporate reporting survey, 2018 // Ernst & Young

¹¹ Global Private Equity Responsible Investment Survey 2021. Private equity’s ESG journey: From compliance to value creation // PricewaterhouseCoopers

¹² ESG Ratings // FTSE Russell

¹³ Global Sustainable Investment Review 2018 // Global Sustainable Investment Alliance

¹⁴ Cumbo J. How green is your pension? Savers are offered a growing range of sustainable funds, but the choice is tricky // Financial Times. 26.02.2021

¹⁵ Global Real Estate Transparency Index 2020