Большие данные и цифровые платформы для синергии отраслей производства
Ключевые выводы
«Данные — это основа будущего. Сегодня и вчера много говорили про экологию, про новые источники энергии, про прочие факторы, которые будут влиять на нашу жизнь. Но все эти вещи будут основываться на работе с данными. То есть, любые решения в будущем будут приниматься на анализе статистики, при помощи искусственного интеллекта, будь то решение о здравоохранении, будь то решение о том, каким путем пойти в образование и в любой другой сфере. Поэтому наша с вами общая задача — наверное, <...> создать платформу, создать основу для того, чтобы это могло быть максимально эффективно. И наша страна здесь в начале этого пути, который сейчас весь мир начинает проходить»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

«Выхватывать, выцеплять <...> проектировщиков и создавать им условия для того, чтобы и в налоговом режиме, и в формате, связанном с конкуренцией уже на международном уровне они были интересны — вот задача регуляторики, задача российских федеральных органов власти»
куратор Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Кирилл Молодцов

«До тех пор, пока мы не сможем открыть для игроков на рынке определенные возможности по анализу данных и созданию решений на их основе, новых решений не появится»
директор дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрей Белевцев

«Очень интересный закон, который сейчас идет. <...> Данные, конечно, растут по экспоненте, но основной объем этих данных — это видеоконтент, который сложно и, наверное, не надо анализировать. Вот есть такое понятие еще — intelligent data. То есть, данные, как бы, из которых можно вытащить value. И вот он растет по линейной функции. И чтобы он рос всегда, нужно предпринять какие-то усилия. Вот закон о промышленных данных — это то самое усилие, которое надо сделать, чтобы получить это вот как бы value от анализа»
профессор МГТУ им Н.Э. Баумана; доктор в области компьютерных наук и машинного обучения, Anglia Ruskin University Cambridge Виталий Мильке
Проблемы
Закрытость компаний
«Каждая компания видит в себе маленькое государство. Как у нас в Правительстве есть колодцы, <...> когда каждое ведомство живет в своем мире. Точно также многие компании боятся, не хотят, не понимают зачем им это нужно. Но здесь очень важный тезис и очень важное допущение, которое хотел бы сказать, то, что почти у всех наших экспортоориентированных предприятий основной конкурент — это не сосед»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

«Существенная проблема заключается в разрозненности компаний в секторе ТЭК, боязни выстраивать кооперацию с партнерами на внутреннем рынке»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

Недоступность промышленных данных
«Данные недоступны, это тоже очень важно. Потому что даже если у нас есть оприборенные предприятия, то эти данные не всегда сохраняются, не всегда они в машиночитаемом виде находятся, не всегда они хранятся»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

Проблема с кадрами
«Серьезная проблема — это люди, кадры. Это действительно наша отрасль фактически все имеет для развития, но практически уперлась в стеклянный потолок отсутствия кадров. <...> Конкуренция за кадры имеет глобальный характер»
заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин

Проблема с доступом к данным
«Проблема для ИТ-бизнеса — это данные, доступ к данным. <...> Конечно, на основе данных создаются новые продукты, развиваются технологии: искусственный интеллект, машинное обучение и всё, что с этим связано. В отсутствие доступа к данным ИТ-бизнес полноценно развиваться не может»
заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин

Необходимость работы над большим количеством документов при проектных работах
«Любая проектная организация, по моему же опыту, должна готовить, должна взаимодействовать с Главгосэкспертизой, с регуляторными органами, различными инспекциями и организациями типа Ростехнадзора просто на всем технологическом цикле деятельности предприятия. <...> Это порождает совершенно сумасшедшее количество работы. Например, по такому проекту, который когда-то пытался реализовать, <...> Штокмановское газоконденсатное месторождение — там в общей сложности было подготовлено полтора миллиона документов, которые размещались по 26 разделам и в общей сложности составляли примерно два хороших пятитонных грузовика. <...> Главгосэкспертиза готова была отрабатывать замечания и предложения, но при этом два месяца, которые по закону им даются — это не тот срок, когда можно сформулировать полностью все замечания, которые должны были на период жизненного цикла проекта — на 25 лет позволять практически спрогнозировать все, что будет происходить на производстве»
куратор Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Кирилл Молодцов

Нехватка референсных архитектур
«Самое большое, что нам не хватает — это <...> правильных референсных архитектур, потому что на их основе проще и быстрее создавать приложения. Они быстрее и проще интегрируются, конкурентность рынка повышается на самом деле, ИТ-игроков становится больше, переносимость решений между компаниями растет и в целом — это такой тотальный win-win»
директор дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрей Белевцев

Проблема доверия
«Главная проблема здесь, конечно, во-первых, доверие, доверие друг к другу. Даже не будучи прямыми конкурентами, переступить через элемент, что у соседа корова будет толще, чем у меня — это всегда очень тяжело дается»
заместитель генерального директора по цифровой трансформации ПАО «Россети» Константин Михайлик
Решения
Разработка закона о промышленных данных
«Уже разработана концепция и подготовлен первый черновой вариант закона, далее мы приступим к работе над нормативной базой. Одна из главных задач сегодня – сделать промышленные данные доступными для внедрения»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

Обеспечение доступности промышленных данных
«Одна из главных задач — сделать промышленные данные доступными для внедрения. То есть, создать рынок, создать регуляторику, создать основу для их внедрения. <...> Мы должны для того, чтобы упростить обмен, создать открытые стандарты и апишки для доступа и интеграции. Это тоже очень важный элемент, чтобы компании могли упростить процедуру этого взаимодействия»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

Устранение регуляторных барьеров
«Устранять регуляторные барьеры, которые возникают для внедрения технологий, которые уже достигают промышленной зрелости, дать какой-то стимул инвестиционный для импортозамещения»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

Создание системы, которая позволит компаниям взаимодействовать друг с другом
поэтому мы должны создать систему так, чтобы каждая компания в России могла при помощи своего соседа российского стать более эффективной. Использовать данные друг дружки и кросс-опыляться. Потому что конкурент за границей, мы должны быть эффективнее, чем следующий наш конкурент на кривой предложения»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

Наличие регулирования больших данных на мировом уровне
«В большей части стран уже существует достаточно много шагов в направлении регулирования данного сектора или упрощения жизни. Где-то это саморегулируемые организации, где-то это просто объединения по интересам условно компаний с похожими взглядами, как тот же самый OSDU, например, куда вот «Газпром нефть» входит. <...> Мы видим, что в Евросоюзе, в Штатах и в Индии, например, уже процесс движения в данном направлении (регулировании промышленных данных — прим. ред.) начался. Россия, мы здесь не отстаем, мы вместе с коллегами из Минцифры, с коллегами из отрасли — «Газпром нефть» была одним из, скажем так, драйверов вначале. Сейчас и Роснефть активно присоединилась, и Росатом, и Россети, все здесь коллеги присутствуют. Мы <...> пишем закон о промданных, который должен позволить нам оказаться как минимум на равных с нашими странами-партнерами»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин

Поддержка ИТ-компаний
«Для ИТ-разработчиков, тех, кто монетизирует себя за счет разработки и продажи софта и имеет более 90% выручки от этих видов деятельности, сейчас будут платить и платят уже не 20% налога на прибыль, а 3%. Не 30% страховых взносов с фонда оплаты труда, а 7,6% страховых взносов с фонда оплаты труда. <...> Очевидно, что ИТ-отрасль получит дополнительный ресурс, который сможет реинвестировать. <...> Плюс у нас есть грантовая поддержка, льготные кредиты, которые мы предоставляем, плюс ИТ-бизнес весьма маржинальный»
заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин

Формирование общедоступных датасетов
«Мы можем управлять этим в части данных, которые генерируются госорганами. Да, и мы ставим себе задачу — будут формироваться датасеты, общедоступные датасеты, состоящие из данных государственных органов»
заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин

«На самом деле для очень большого количества направлений смысл не в том, что нужно открыть все данные, смысл — как бы в том, что нужно сформировать достаточно качественный датасет референсный, на основе которого можно составить модели и совершенно не надо отдавать все свои остальные данные»
директор дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрей Белевцев

«Не нужно выкладывать все данные, нужно выкладывать стандартные датасеты, которые необходимы для анализа, для создания новых моделей в искусственном интеллекте и машинном обучении. То есть, если появляется новая модель, которая лучше, чем предыдущая, и это показывается через научные статьи или через какие-то конференции, ее тут же можно применять на все остальные данные и соответственно тем самым улучшать качество предсказания»
профессор МГТУ им Н.Э. Баумана; доктор в области компьютерных наук и машинного обучения, Anglia Ruskin University Cambridge Виталий Мильке

Создание цифровых двойников для проектных документов
«Решение о создании цифровых двойников для проектных документов, для задач, которые у нас так или иначе связаны с любой проектной деятельностью, а у нас в стране примерно <...> больше 30 тысяч предприятий. <...> В этой связи цифра — это системное решение, которое позволит нам существенно упростить процедуру работы с документацией, поиска необходимых решений, более того, фактически интерактив — возможность работы, ну если не в 3D и с визуализацией на конечном этапе, когда вы надеваете очки и понимаете, в каком элементе технологической цепочки вы находитесь»
куратор Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Кирилл Молодцов

Решение вопроса доверия
«То что вот мы сейчас начали делать под эгидой Минэнерго, Минцифры — создание этой открытой платформы, работа над таким законом, она «колодцы», скажем так, расширяет. Мы все садимся в один колодец. Не то, чтобы он исчезает, он просто становится общим. <...> Я очень сильно надеюсь, что мы, может быть, даже за год начнем переходить к центрам компетенций, которые по определенным направлениям начнут обмениваться не только датасетами, начнут обмениваться принципами работы с этими датасетами, начнут меняться командами»
заместитель генерального директора по цифровой трансформации ПАО «Россети» Константин Михайлик

Создание соглашения о трансграничном обороте данных
«У нас основная задача — это создание соглашения о трансграничном обороте данных. <...> В чем его суть: очень часто цифровые решения, которые связаны с пятью странами в союзе каждый раз обговариваются какие данные и как будут передавать. Это достаточно долгий процесс — на пять стран согласование. Очевидно, нам нужно некое соглашение, где мы просто будем говорить о некоторых конкретных вещах. О данных, например. Категоризация <...> — какие данные у нас полностью свободные, <...> какие данные у нас могут быть обезличенные, <...> и соответственно, какие данные вот никак нельзя передавать»
член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям, Евразийская экономическая комиссия Гегам Варданян

Переход от закона к совместной работе бизнеса
«Закон — это ультимативный способ регулирования, максимально жесткий. Закон, как известно, нужен для того, чтобы ограничивать прежде всего права и свободы бизнеса или гражданина, личности. Все остальное можно решить более такими мягкими способами. <...> Нужно попробовать поработать бизнесу друг с другом. Не на уровне законов в жесткой форме регулирования, а на уровне неких соглашений, общих стандартов и правил, к которым компании могут присоединяться и не присоединяться»
заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин

«Мы смотрели возможности саморегулируемых ассоциаций, организаций и безусловно, как мы это видим, то что закон в это должен эволюционировать. Закон не должен ограничивать, несмотря на то, что это изначально сущность законодательной деятельности. <...> Но здесь задача, поскольку есть очень много вопросов от бизнеса про ту же безопасность, стандарты, про прочее. Мы должны создать фреймворк. Условно рельсы смазать»
заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org