Глобализация, протекционизм и безопасность: найти баланс
Ключевые выводы
Глобальные компании приспосабливаются к локальным правилам
«Сегодня технологические вендоры, технологические лидеры, особенно компании, которые работают на рынке кибербезопасности, они вынуждены <…> регистрировать не одну компанию, а зачастую локализовать компании на тех рынках, которые традиционно <…> закрывают рынок или особенным образом огораживают рынок именно информационной безопасности. <…> Страны стараются защитить свои территории, данные, граждан и не только граждан. Такая политика протекционизма во многом обоснована»
исполнительный директор ООО «Акронис-Инфозащита» Елена Бочерова

«Что касается транспорта, то почти все страны имеют свое собственное законодательство, оно очень сильно отличается. Допустим, в России лицензируется <…> не водитель, а автомобиль. А в Израиле, наоборот, водитель. <…> Все это сильно зависит от того, чего в принципе добивается страна. <…> Многие страны против агрегаторов запустили законодательство, где-то там запретили Uber»
генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский

Международное партнерство играет большую роль
«И национальный, и глобальный бизнесы могут быть успешными. Все зависит от того, какая проблематика выбрана и какая область. <…> В некоторых случаях, например, на нашем опыте, бывают важны какие-то партнерские отношения, и нам без тесного сотрудничества с Apple, Microsoft, Google <…> не получилось бы наверно вывести наши продукты в свет»
сооснователь, вице-президент Parallels Николай Добровольский

«Мы делаем диагностику, и это <…> дает нам очень хорошую картинку того, где лежат основные интересы, где лежат основные возможности для сотрудничества, для партнерств. <…> 14 месяцев назад про ковид еще никто не знал, а через 9 месяцев удалось создать вакцину. <…> А это все кроется в силе партнерств, такие достижения. И партнерства очень важны для всех стран»
управляющий директор Банка технологий ООН для наименее развитых стран Джошуа Фохо Сетипа
Проблемы
Отставание регуляторики от технологий
«У нас уникальная система идентификации сейчас построена, которая позволяет открыть брокерский счет за несколько секунд любому человеку. Но она основана на государственной системе идентификации российских граждан. <…> Если мы хотим дальнейшего продолжения развития, нам нужно построить такую же систему идентификации, но международную. <…> Нам на уровне законодательства, регулирования, нужно какое-то решение, которое позволит российским профучастникам, российским банкам идентифицировать международных клиентов. <…> Криптобиржи каким-то образом решают проблему идентификации клиентов с разных юрисдикций. То есть <…> технологические решения уже есть. Мы же говорим как раз про связь технологий и законодательства»
президент Ассоциации «НП РТС» Роман Горюнов

Утечка мозгов
«Мы почему-то очень легко отдаем своих людей. <…> Вопрос должен звучать так: как сделать так, чтобы проекты, которые достигают очень высоких, зрелых стадий, оставались в России»
сооснователь Blanc Мария Лапук

Маленькая емкость российского IT-рынка
«Российский рынок — это примерно 1 % по софту <…> в лучшем случае. <…> Поэтому если ты начинаешь что-то делать, сразу нужно ориентироваться на глобальный рынок»
генеральный директор ABBYY Россия Дмитрий Шушкин

«Мы видим усилия государства по развитию IT-рынка российского. <…> Но <…> за 1-2 % доходов (по сравнению с глобальными компаниями) очень сложно сделать крутой продукт»
генеральный директор, председатель правления ГК «Т1» Сергей Соловьев

«Государство практически не помогает компаниям выходить за рубеж. <…> Пока проверка гипотезы на внешнем рынке будет стоить российской компании жизни, нам очень сложно будет делать глобальные продукты»
генеральный директор, председатель правления ГК «Т1» Сергей Соловьев
Решения
Сбалансированное законодательство
«Мы (российские компании-производители. — Прим. ред.) сертифицируем продукцию, платим НДС, платим пошлину — все это делаем. Есть целый сегмент на российском рынке, в котором наш китайский коллега может огромное количество этих вещей не делать. <…> С точки зрения таких компаний, им просто нужно создавать равные условия с другими компаниями. Это можно назвать протекционизмом, как угодно, но просто нужны равные условия»
операционный директор Ozon Даниил Федоров

«Много русскоязычных людей сделали большие глобальные компании, уехав отсюда. Телеком, я считаю, это одна из отраслей, которая не убита регулированием дополнительным. <…> И благодаря этому телекому сейчас и запускаются всякие диджитал-штуки. Не было бы дешевого и хорошего интернета, трансформация — где она была бы? <…> Нужно сделать стабильные правила, которые не будут меняться каждые 2 года, каждые полгода»
генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский

Российским IT-компаниям следует изначально иметь в виду глобальный рынок
«Когда ваш продукт конкурентоспособен <…> на международном рынке, вам гораздо проще локализовать его, принять соответствующие сертификаты»
исполнительный директор ООО «Акронис-Инфозащита» Елена Бочерова

«Понятно, что есть большая политическая повестка, но, мне кажется, строить бизнес на технологических диспропорциях между рынками — это тоже вполне хорошая идея»
сооснователь Blanc Мария Лапук

Россия может предлагать свои технологии на глобальные рынки
«Для российских компаний, особенно которые начинают выход за рубеж, сначала построив бизнес в России, была бы, конечно, помощь государства полезна в каком-то <…> продвижении альтернативного предложения. Если Америка всех подсаживает на свой софт, Китай всех подсаживает на свое железо, то Россия <…> могла бы предлагать набор тех решений, цифровых сервисов, которые у нас уже здесь сделаны и производятся. <…> Это было бы хорошим вариантом альтернативы того, что уже есть на рынке. Продвигаться в этом смысле лучше начинать не в США, хотя это огромный рынок, но он очень чувствительный к происхождению. А на Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Африку <…> и даже в Японию»
генеральный директор ABBYY Россия Дмитрий Шушкин

«Российское государство должно принимать активное участие в финансировании российских вендоров, которые разрабатывают продукты, и допускать право на ошибку этих компаний»
генеральный директор, председатель правления ГК «Т1» Сергей Соловьев


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org