Цифровое здравоохранение: прозрачность, эффективность и качество
Ключевые выводы
Перед здравоохранением стоит задача цифровизации
«Пандемия подтолкнула нас к цифровизации, потому что цифровизация началась в 2011 году, когда впервые концепция цифрового контура в здравоохранении появилась, но, тем не менее, именно прошлый год показал, насколько эта цифра должна эффективно работать, чтобы нам своевременно принимать те управленческие решения, которые были и которые до сих принимаются для борьбы с коронавирусом»
заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Павел Пугачев

«Искусственный интеллект и цифровая трансформация могут нам помочь решить этот вопрос (нехватки кадров. — Прим. ред.), чтобы мы могли сфокусироваться именно на пациенте и убрать какие-то рутинные задачи, которыми занимались доктора»
главный исполнительный директор Национального консорциума по интеллектуальной медицинской визуализации Оксфордского университета Клер Блумфилд

«Вот мы <…> сегодня говорим о таких вещах, цифровые двойники. Я считаю, что через пять лет это будет реальностью. Сегодня создание цифровых двойников тоже, мы считаем, что является технологическим прорывом в здравоохранении. А с учетом того, что наша отрасль здравоохранения — это динамично развивающаяся отрасль. <…> Это все на сегодняшний день реально, но для этого необходимо очень много работать, финансировать»
ректор ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации Петр Глыбочко

Неравное развитие здравоохранения в регионах
«Наша задача, тех, кто ушел вперед <…> тиражировать те лучшие практики, которые есть, а тех, кто на сегодняшний день недостаточно с точки зрения цифровизации продвинулся, наоборот, поддерживать, и для этого у нас есть инструменты, есть федеральные проекты, есть финансирование, которое Минздрав выделяет регионам на цифровизацию»
заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Павел Пугачев

«Она (цифровизация. — Прим. ред.) нужнее там (в регионах. — Прим. ред.) сейчас, потому что кадровый дефицит колоссальный»
генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии Министерства здравоохранения Российской Федерации Андрей Каприн
Проблемы
Отсутствие единой структуры и методологического регулирования
«Полноценная цифра вообще должна изменить по сути дела весь уклад, и это очень сложно. Это влечет за собой серьезные организационные изменения, и мы не всегда к ним готовы, не всегда осознаем их необходимость, но без них истинного эффекта не будет»
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова

«Самая главная задача государства и органов управления здравоохранением, таких как министерство, это регуляторика, которая должна создать условия, должна создать возможности, прежде всего»
заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Павел Пугачев

«Чтобы были структурированные данные, они должны вноситься по единым структурированным полям единых справочников. И здесь стоит вопрос <…> недостаточности, фрагментарности сегодняшнего отраслевого методологического регулирования»
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова

«Если брать цифровизацию, я бы так сказал, наверное, чтобы добиться успеха <…> надо идти единым фронтом и в образовании, и в практическом здравоохранении, и не забывать про науку»
ректор ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации Петр Глыбочко

Трудность перехода к цифровизации, техническая и человеческая неготовность
«У всех есть цифровые продукты, но когда ты заходишь в поликлинику, у тебя по-прежнему бумажная карта, по-прежнему бумажное направление, журналы. Инерция сознания очень высока. И здесь если менеджеры от здравоохранения не будут создавать эту среду, не просто не будут создавать ее, а не будут систематически заниматься изменением сознания врачей, помощи им в понимании, что цифра для них, а не против них, то мы будем заниматься этим еще очень долго»
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова

«Коллеги, да электронные истории болезни все уже, ушли в историю, должны появиться электронные карты здоровья. Мы все еще говорим о том, что „как мы будем забивать? это удобно или неудобно?“. Удобно. Мы сегодня говорим о больших базах данных, хорошо. Но мы должны задать себе вопрос: „А наши врачи умеют ими пользоваться?“ <…> Этому надо уже сегодня учиться, начиная со студенческой скамьи»
ректор ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации Петр Глыбочко
Решения
Структуризация и выработка единых принципов в сфере здравоохранения
«Наша задача — действительно создать тот уровень минимальных сервисов, тот уровень требований, стандарты взаимодействия медицинских организаций, для того чтобы человек, который живет в России, мог вне зависимости от региона, в котором он находится, получать качественную, своевременную медицинскую помощь»
заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Павел Пугачев

«Сейчас мы как компания-производитель видим тенденцию — эту тенденцию мы видим во всем мире — о необходимости дообследовать большое количество не инфекционных пациентов. <…> Здесь то, что может помочь — это создание центра быстрой диагностики, это цифровое масштабированное и очень гибкое решение, которое может быть использовано или применено как на одной клинике или сети клиник. Что такое центр быстрой диагностики? Это, прежде всего, передовое диагностическое оборудование, это командный центр <…> это эффективная маршрутизация пациентов <…> Кроме того, это цифровые решения, которые помогают быстро собрать, проанализировать и хранить данные пациентов»
генеральный директор GE Healthcare в России и СНГ Елена Легезина

Смещение акцента с медицинской услуги на пациента
«Только одновременно с переосмыслением и перестройкой всех процессов с одновременным пониманием, что у нас пациент должен оказаться реально в центре, а не услуга, как сейчас <…> вот от этого зависит эффективность»
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова

«Конечно, пациент должен быть в фокусе <…> в центре. Лучший способ здесь — это поддерживать этичное использование данных. Конечно, нам надо гарантировать, что мы не просто прозрачны, но нам еще можно доверять»
главный исполнительный директор Национального консорциума по интеллектуальной медицинской визуализации Оксфордского университета Клер Блумфилд

«Невозможно развивать цифровизацию отдельно, в вакууме от комплексного подхода в медицине, в здравоохранении. И мы, конечно, стоим на том, чтобы рассматривать проблемы в здравоохранении, которые сейчас есть, которые успешно решаются, рассматривать их с точки зрения пациентоценричного подхода, персонализированной медицины»
директор направления «Онкология» Roche Diagnostics Игорь Филиппов


Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс
www.roscongress.org